В апреле 1945 года Венгрию после долгих и тяжелых боев освободили от фашистско-немецкой оккупации. В стране установилась советская власть.
Коммунисты начали проводить реформы по примеру Советского Союза. В 1949 году Венгрия стала одним из инициаторов создания Совета экономической взаимопомощи.
Братский советский народ оказывал Венгрии всяческую экономико-политическую поддержку: в страну поставляли грузовики «ГАЗ-51», тракторы, трубы, необходимые для строительства жилья, продукты сельского хозяйства, сырьевые материалы и многое другое.
В Венгрии на основе национализированных мощностей были созданы несколько крупных предприятий, снабжавших все страны Организации Варшавского договора качественным пассажирским транспортом, медикаментами и продуктами питания.
Автотранспорт
«Икарус». Производственные мощности, сформированные еще в конце XIX века, стали государственными сразу же после окончания Второй мировой войны.
В 1951 году «Икарус» выпустил свой первый автобус. Коммерческий успех проекта способствовал созданию целой транспортной линейки данного типа: «Икарус-66» сходит с конвейера в 1952 году, далее — появляются туристический «Икарус-55», «Икарус-Люкс» и «Икарус-630».
Автолюбители вспоминают, что большое количество Икарусов-630 активно эксплуатировалось в СССР в так называемом «пригородном варианте»: «Стоматологические кабинеты, передвижные больницы и передвижные почты на шасси Икаруса-630 работали во многих наших городах. Шестицилиндровый дизель мощностью 145 лошадиных сил обеспечивал машине хорошие динамические качества».
В 1962 году «Икарус» объединяется с Общим Механическим Машиностроительным заводом в городе Секешфехервар. Примерно в это же время появляется стоместный автобус «Икарус-556».
В 1963 году «Икарус» начинает выпускать знаменитые в СССР «гармошки» 180 серии вместимостью 150 человек. Модель имела неоспоримые преимущества: экономичный дизельный двигатель и рессорно-пневматическую подвеску. Были и недостатки: перегрузы автобус не переносил, как и не любил дороги плохого качества. Из-за слишком холодного и влажного климата у него разрушалась подвеска и кузов задней части прицепа.
Когда социализм рухнул, топ-менеджмент «Икаруса» не знал, что делать. Вполне очевидно: сбыт производимых автобусов сократился, нужны были новые рынки. «Икарус» начал креативить: например, хотел строить автобусы на основе зиловского «Бычка». Однако и эта ставка на сыграла. В 2003 году основной завод был закрыт. В 2006 — венгерский предприниматель Габор Селеш выкупил акции фирмы и запустил производство новых моделей, которые в РФ более не продаются.
А кто поставлял комплектующие для «Икарусов»? В Венгерской Народной Республике под это направление было заточено предприятие Raba. Оно занималось созданием планетарных колесных редукторов для автобусов и троллейбусов. Эксперты пишут, что именно «Рабе» мы должны быть благодарны за то, что подъезжающий автобус «Икарус» сначала был слышен (его жесткое трансмиссионное подвывание нельзя было спутать ни с чем), а только потом — виден.
Руководство «Рабы», кстати, не останавливалось исключительно на комплектующих, оно постоянно расширяло ассортимент продукции: в 70-е годы на заводе производили грузовики, моторы и ведущие мосты. Эта стратегия оправдала себя. «Раба» до сих пор функционирует.
А какие-нибудь легковые автомобили в Венгрии делались? Только микромобили, для которых в некоторых странах Европы даже не требовалось водительских прав. Причиной создания подобных машинок (сначала — кустарных, затем — официальных, с четырехкиловаттным дизелем) стало то, что советская власть своим решением запретила изготовление полноценных ТС на территории государства.
Бытовая техника
Lehel. Завод с 1952 года занимался выпуском листового металла. С 1958 года — холодильников. Всю продукцию он направлял в страны соцлагеря, но не в СССР. Возможно, что именно поэтому сведений о качестве изготовленной техники практически не осталось. Известно лишь, что в 1969 году предприятие получило лицензию Sibir (Швейцария), а в 1991 на волне рыночных реформ фирму продали Electrolux.
Продукты питания
«Globus». Венгерская фирма, считавшаяся эталоном качества и вкуса в консервации овощей и фруктов, разорилась несколько лет назад. То, что мы все видим на прилавках в РФ — национального производства (с 2012 года права на бренд «Глобус» в России принадлежат компании Bonduelle, поэтому кукурузу, например, выращивают в Краснодарском крае).
Лекарства
«Гедеон Рихтер». Компания основана в 1901 году — в этот период Гедеон Рихтер приобретает собственную аптеку в центре Будапешта. Успешное экономическое развитие корпорации было остановлено фашистами: в 1942 году Рихтера сняли со всех должностей в созданной им фирме, а в декабре 1944 — казнили прямо на набережной Дуная.
После освобождения Венгрии корпорацию, созданную Рихтером, национализировали. В 1956 году исследователи уже государственной фирмы создают витамин В12 путем ферментирования, а в 1977 — на прилавках появляется «Кавинтон» (средство для стимулирования мозгового кровообращения).
В начале 90-х годов снова частная компания была на грани разорения. Фирма прошла через реструктуризацию, серьезные увольнения, отказ от ряда профилей (косметику, ветеринарию, производство агрохимических препаратов остановили или продали). Создав собственную экспортную сеть во всех республиках бывшего СССР, «Гедеон Рихтер» смог остаться на плаву: в 1993 году фирма впервые получила небольшой доход, а в 1994 — для привлечения финансирования разместила государственные акции на бирже.
Результаты работы позитивные: в 1998 году корпорация открывает свои офисы в других странах Европы (Польша, Россия, Румыния); с 2000-х создаются биотехнологические заводы, расширяется присутствие компании в разных государствах мира.
В России предприятие подала заявку на регистрацию своего товарного знака в 2000 году.
Обувь
Наиболее известный бренд — Tisza. Корпорация, расположенная в городе Мартфю, в коммунистические времена сначала занималась пошивом по госзаказам для силовых органов власти, затем — проведя ребрендинг, сфокусировалась исключительно на спортивной и молодежной обуви. В 70-е годы Tisza стала ведущей компанией подобного профиля в Венгрии, выпуская в год 10 млн пар. Качество производимой продукции было на высоком уровне, фабрика вышла на рынки Кувейта, Либерии и США.
Фирма пережила распад социалистического лагеря, продолжив успешную работу.
Сейчас бренд сотрудничает с венгерскими дизайнерами обуви, а рекламными лицами корпорации становятся музыканты, художники и иные представители творческой интеллигенции. В России товарный знак фирмы почему-то не стали продлевать, он прекратил действие в начале 2002 года.
И где всем этим торговали в советское время?
Потребительские товары из Венгерской Народной Республики в СССР продавались в Москве в магазине «Балатон» на Мичуринском проспекте, 8/29. Здесь, рассказывают старожилы, был и настоящий балканский Globus, и вино «Токай», и знаменитый вишневый ликер Rubin. Так как рядом находились корпуса МГУ, то, говорят, спиртное пользовалось особым спросом. Студенты из общежитий не забывали и про закуску: кроме консервов, они обязательно приобретали сырокопченую венгерскую колбасу.
В магазине был и отдел непродовольственных товаров. Здесь продавали сумки, обувь, перчатки, шампуни (наиболее известный — «Мелинда») и, конечно, изобретенный в 1974 году, «Кубик Рубика».
Что еще делала социалистическая Венгрия, о чем сейчас можно только мечтать?
Вместе с советскими кинорежиссерами были организованы съемки сразу нескольких фильмов. Наиболее известные — лирическо-музыкальная «Отпуск за свой счет» с молодыми Игорем Костолевским, Людмилой Гурченко и Ольгой Мелиховой (самая запоминающаяся роль последней — Зина из «Собачьего сердца» Владимира Бортко); «Держись за облака» с Андреем Мироновым (который исполнил роль белого генерала), Галиной Польских и Василием Шукшиным.
Источник фото