В середине февраля 2023 года стало известно, что юрлицо, которому принадлежит сеть магазинов «Связной», планирует обратиться в Арбитражный суд столицы с заявлением о собственном банкротстве. Причина понятна — многочисленные и серьезные долги (они оцениваются в 14 млрд рублей) перед «Вымпелкомом», «Мерлионом», Альфа-банком, Совкомбанком и другими. Эксперты Forbes, оценивая ситуацию, указывают на то, что судьбу ритейлера предрешил уход крупных зарубежных технологических компаний и их маркетинговых бюджетов, а также то, что формат таких независимых магазинов больше в РФ не востребован.
А как все начиналось!
18-летний предприниматель Максим Ноготков в 1995 году зарегистрировал фирму «Максус», которая занималась оптовой продажей мобильных телефонов и аудиотехники. В 1997 году бизнесмен заработал первый миллион долларов. Через 5 лет (2002 год) созданная Ноготковым компания трансформировалась в «Связной».
В 2006 году сеть «Связного» уже была на втором месте среди конкурентов, насчитывая около 400 торговых точек. Оборот фирмы оценивался в почти 1,8 млрд долларов.
В это же время Ноготков решил перепрофилироваться: бренд салонов сотовой связи, созданный им, развивался успешно; поэтому было принято решение заняться финансовым сектором. Опыта работы в финсервисе у предпринимателя не было – поэтому, как указывает РБК, он решил строить новый финансовый продукт вместе с партнерами (подразделением американского GE Money Bank и «КИТ Финансом»). Инвесторы должны были вложить в проект 80 млн долларов, от Ноготкова требовался «опыт в рознице, энтузиазм, бренд и точки продаж». Тогда же был зарегистрирован одноименный товарный знак для осуществления банковской деятельности.
Однако такая коллаборация не удалась: американцы ушли в 2008 году, а КИТ Финанс оказался под контролем «РЖД» после кризиса.
В результате Ноготков решил делать бизнес сам, поэтому выменял Промторгбанк на долю в розничной сети «Связного». Предприниматель решил ворваться в систему банковских услуг резко и мощно: для этого он предложил использовать исключительно мобильные платежи, стимулировав людей к оформлению карточек путем серьезного повышения стартовых процентных показателей (так, например, все клиенты, оформившие услуги, получали 10% на остаток средств на счетах).
РБК указывает, что подход Ноготкова был результативным: на старте офисы компании выдавали по 5000 банковских карточек в день. В результате за 2011 год портфель кредитов финорганизации вырос с 0 до 13,8 млрд рублей. Активы кредитной организации оценивались в 38 млрд.
Так как дело пошло хорошо, Ноготков решил вложить в банк больше средств, чем планировал. Деньги частью выкачивались из холдинговой компании предпринимателя (этот «большой кошелек» формировался за счет дивидендов от розничных проектов, а также предоплаты вперед по контрактам сотовых операторов).
Бывший менеджер финансовой организации вспоминает: «Максим хотел обогнать Сбербанк, он хотел расти еще быстрее, а нас считал трусливыми и неспособными на бурный рост».
Улучшить позицию кредитной организации на рынке Ноготков планировал за счет выхода на биржу в 2012 году. Проект не удался из-за международной обстановки.
А потом посыпались проблемы и внутри страны.
Сначала сотовые операторы «Билайн» и «Мегафон», купив «Евросеть», стали отходить от «Связного».
Затем — главный финансовый регулятор обратил внимание на резкий рост средств на счетах «Связной банк» (в 2010 году — 3 млрд, к концу 2012 — 56 млрд). В Центробанке опасались надувания «мыльного пузыря» на рынке, поэтому направили несколько рекомендательных писем Ноготкову. Так как на них никто не отреагировал, ЦБ дал уже официальное предписание, затормозив прием средств.
Ухудшение ситуации в рознице (когда доля «плохих кредитов» внутри фирмы выросла) привела к необходимости резервировать больший капитал внутри компании.
Все эти факторы стали причиной того, что в 2013 году «Связной банк» стал убыточным (-2,5 млрд рублей). В первом полугодии 2014 компания потеряла еще 3,8 млрд.
Кажется, что первые негативные «звонки» в виде предписаний ЦБ должны были вынудить Ноготкова притормозить развитие банка и иных проектов (а их было много: сеть Pandora, интернет-ритейлер Enter, несколько стартапов).
Однако этого не произошло: предприниматель «летел» вперед, активно кредитуясь под новые направления.
— Я набрал порядка $1,2 млрд долгов при стоимости активов группы на $2-3 млрд. Я это сделал, потому что мне казалось, что это дешевле. Мне казалось, что я таким образом могу сохранить контроль. А для проектов, которые я развивал, — [cети] Enter, такого российского варианта Amazon — в России в принципе не было нужного размера венчурного финансирования в тот момент времени. Нам требовались сотни миллионов долларов, — рассказывал Ноготков позже Forbes.
По словам бизнесмена, такая финансовая политика была рискованной, но отступать он не мог.
Все изменилось в 2014 году, когда грянули первые санкции. 10 ноября Ъ заявил о просрочке долга «Связного» для группы компаний Михаила Прохорова ОНЭКСИМ. Ноготков пытался договориться, но безрезультатно.
Позже бизнесмен был вынужден в счет долга ОНЭКСИМ передать 51% акций своего холдинга руководителю Solvers Олегу Малису (схема кредитования компании «Связной» описана здесь). Отметим, что брат Малиса на тот момент занимал пост президента «Евросети».
— … у меня не было чувства вины [перед 30 тысячами сотрудников «Связного»]. Я вообще считаю, что это такое убивающее энергетику чувство. Мне сложно сказать, что происходит подсознательно, потому что у нас буквально 5% максимум всплывает в сознания — все процессы подсознательно происходят. Энергетика, конечно, у меня очень сильно просела, — рассказывал потом Ноготков в интервью Forbes.
В июле 2018 года Ноготков был признан банкротом.
Что было дальше со «Связным»?
В 2015 году компания вернула в свою сеть всех основных сотовых операторов («Билайн» и «Мегафон», Tele2, МТС от сотрудничества отказалась).
Параллельно запускались новые продукты: собственное мобильное приложение и услуги бронирования билетов на автобус (2016), телемедицина (2017) и программа Trade-in, продажи IT-инноваций (от Tesla до «умного дома» от Яндекса). При этом «Связной банк» на плаву не остался: ЦБ отозвал у него лицензию в 2015 году.
В 2017 году между собственниками «Связного» и «Евросети» начались переговоры о слиянии.
Этот проект был реализован: «Евросеть», принадлежащая «Вымпелкому» и «Мегафону», и «Связной», ушедший группе предпринимателя Олега Малиса, соединились. «Евросеть», когда-то гремевшая острыми маркетинговыми ходами, была ликвидирована. Созданный же конгломерат фактически контролировался «Мегафоном» и структурами Олега Малиса.
В 2022 году «Мегафон» продал долю в компании. В разговоре с РБК гендиректор сотового оператора Хачатур Помбухчан говорил, что «Связной» не имеет отношения к телекоммуникационному рынку, а фокус [на «Связном»] «отнимает время, усилия команды и является бесполезным».
Собственник «Связного» планировал, по данным газеты «Ведомости», масштабное обновление сети. Однако, видимо, не смог удовлетворить растущие претензии кредиторов на фоне ухода одного из столпов своей финансовой поддержки и прекращения взаимодействия с крупными компаниями технологического сектора.
Сколько магазинов «Связного» сейчас в России?
В компании, по данным официального сайта, более 2600 торговых точек в 1100 городах России. Покупателей обслуживают более 13 тысяч продавцов-консультантов. Товарные знаки, связанные со «Связным», зарегистрированы на кипрскую компанию Треллас Энтерпрайзис Лимитед.