Главное

Китайский гигант онлайн-коммерции: история JD.com

МС
Мария Строителева
Китайский гигант онлайн-коммерции: история JD.com

JD.com Incorporation — китайская компания, занимающаяся онлайн-торговлей, а также логистикой, маркетингом и частично здравоохранением. Она является второй по величине площадкой электронной коммерции и услуг в КНР после Alibaba (о последней мы писали здесь). История китайского гиганта онлайн торговли в нашем материале.

Уход в онлайн из-за пандемии

JD Multimedia была основана Лю Цяндуном в 1998 году. Он вырос в бедной крестьянской семье в деревне в 700 км к югу от Пекина. Когда Лю решил начать свой бизнес, то вложил 12 000 юаней (около 100 000 рублей) из своих сбережений в аренду торгового помещения площадью всего четыре квадратных метра.

Изначально компания торговала аудио- и видеодисками, а позже расширила ассортимент до бытовой техники, электроники, телефонов, ПК и других товаров.

Когда в 2003 году в Китае вспыхнула пандемия атипичной пневмонии, Лю решил продавать товары через интернет. В 2004 году он закрыл свой магазинчик и запустил онлайн площадку jdlaser.com. И дела пошли в гору. Через два года открылось подразделение JD в Шанхае, а в 2007 года — в Гуанчжоу. Сейчас штаб-квартира компании находится в Пекине. 

В июне 2007 года заработал сайт 360buy.com, а фирма была переименована в Jingdong Mall. В 2010 году был запущен маркетплейс для сторонних брендов. Международная торговля началась в 2012 году с появления англоязычного веб-сайта. Русскоязычная версия заработала через три года.

В марте 2013 года компания изменила адрес сайта на привычный нам JD.com. Чтобы составить конкуренцию Alibaba, в 2014 году Tencent купил 15% акций маркетплейса (позже Walmart приобрел еще 5% акций). В том же году компания вышла на биржу Nasdaq, разместив свои депозитарные расписки. Рыночная стоимость JD.com была оценена в 26 млрд долларов. 

Незадолго до этого фирма начала активно регистрировать товарные знаки за рубежом. И сейчас их у нее сотни. Например, товарный знак WO1168740 был зарегистрирован в 2012 году. 

Сейчас компания работает не только в электронной коммерции, но и в сфере логистики, облачных технологий, розничной торговли, оказывает сервисные услуги, занимается разработкой поведенческих алгоритмов и «умных» логистических систем с применением искусственного интеллекта. Некоторые подразделения корпорации были выделены в отдельные компании. Их акции сейчас торгуются на Гонконгской бирже.  

Патентная деятельность 

В 2019 году китайский гигант подал заявки на получение более 200 патентов, связанных с блокчейном.​​ В целом по этому показателю компания находится на первом месте в КНР. 

Также JD.com придерживается позиции «нулевой терпимости» к подделкам. Искусственный интеллект и большие данные лежат в основе ее платформы «Heaven’s Mirror», которая помогает фирме выявлять контрафактные товары. 

Компания также создала специализированную группу для рассмотрения исков о нарушении прав интеллектуальной собственности. Владельцы торговых марок могут подавать претензии через специальную веб-платформу.

Секрет успеха

Сейчас Лю Цяндун является одним из самых богатых миллиардеров Китая. В прошлом году выручка компании выросла, составив более $42,8 млрд. JD.com обслуживает более 440 миллионов активных клиентов. 

Успех во многом связан с ее большой логистической сетью. Фирма управляет тридцатью логистическими парками, у нее 800 складов, есть доставка дронами, распределенные центры в 31 городе КНР, в штате — более 284 тысячи сотрудников. 

Логистические возможности корпорации позволяют доставлять клиентам почти 90% всех заказов в тот же день или на следующий день. Успех также кроется в инновационных подходах. Так, JD.com — первая в Китае компания, которая начала принимать цифровой юань для расчетов. 

«Мы живем в эру ленивых потребителей. За счет того что у нашей компании много курьеров, каждый из которых работает в своем районе, доставка будет дешевой и быстрой для потребителя. Система сама определяет, где находится ближайший магазин, с помощью GPS. Весь путь доставки можно отследить по телефону», — отмечал президент международной группы JD.com Виктор Сюй.

МС
Мария Строителева
738
+1
738
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.