Одной из первых социальных сетей в мире считается Friendster. Она была придумана канадским программистом Джонатаном Абрамсом в начале 2000-х годов.
Команде проекта на первых порах сопутствовал успех.
Во-первых, в стартап вложили 12 млн долларов инвесткомпании Kleiner Perkins Caufield & Byers и Benchmark Capital.
Во-вторых, по данным CNews, за первые три месяца существования к Friendster подключилось более 3 млн пользователей.
На успешный проект тут же обратили внимание игроки из «высшей лиги».
В 2004 году Google предложила выкупить соцсеть за свои акции на сумму в 30 млн долларов. Примерно в это же время культовый американский журнал Entertainment Weekly наградил основателя соцсети Абрамса статусом «Самого дружелюбного человека года».
Однако вспышка всеобщей любви к проекту быстро погасла.
А что случилось?
Команда программиста допустила несколько фатальных ошибок.
1. Стратегически Абрамс зря отказался от сотрудничества с Google. Если бы он согласился, то активы, полученные в результате такой комбинации, выросли бы в цене многократно.
2. Люди активно регистрировались на предлагаемом им сайте. Но серверы не выдерживали такого натиска: они постоянно ломались, а портал загружался по 40 секунд. Абрамс не учел, что конкуренция на формирующемся рынке усиливалась. Марк Цукерберг, создавая свою ныне запрещенную в России соцсеть, делал первоочередную ставку на технологические мощности.
3. Вместо того, чтобы заниматься техническим обновлением своих ресурсов, Абрамс подключал новые непроработанные и ненужные функции (например, интернет-телефонию и VoIP), которые тормозили портал, или устраивал шикарные вечеринки.
4. Абрамс не хотел менять внутреннюю политику Friendster. Виртуальная сеть предполагала наличие определенных взаимосвязей между пользователями: клиенту разрешалось просматривать страницы только тех людей, с которыми он был прямо или косвенно знаком. Участники соцсети придумали, как избежать этих условий. Они стали добавлять в друзья максимальное количество людей. Получение доступа к страницам незнакомцев привело к возникновению киберсталкинга (заинтересованные лица незаконно использовали полученные сведения о человеке, обрабатывая данные из любезно открытого для них источника).
Кроме того, отсутствие внутренней верификации привело к тому, что регистрирующиеся на сайте стали использовать имена популярных артистов и музыкантов для создания фейковых страниц. Администрация Friendster, надо признать, стала с этим бороться, удаляя откровенный фальсификат.
Однако тенденцию к затуханию эти действия остановить уже не могли.
К 2006 году Friendster потерял практически всю американскую аудиторию. В это же время 40% трафика стало приходить из стран юго-восточной Азии. К 2009 году этот показатель достиг 90%. Попытки вложить дополнительные средства в развитие соцсети не привели ни к чему позитивному: хотя портал и стал меньше тормозить, но налаженные связи между пользователями минимизировались. У ряда клиентов было лишь небольшое количество друзей.
То есть вся соцсеть стала достаточно зыбкой, державшейся только за счет «корневых узлов», объединяющих всю систему в единый конгломерат. Когда эти узлы покинули сеть, то и вся структура распалась на части.
И на этом история соцсети была закончена?
Не совсем. Портал выставили на торги. Его предварительно оценивали в 210 млн долларов, контрольный пакет акций корпорации — в 100 млн.
На практике, конечно, эти оценки оказались заоблачными.
В декабре 2009 Абрамс ушел из проекта, а сайт продали малайзийской фирме, занимавшейся онлайн-платежами, MOL Global всего за 26,4 млн долларов.
MOL Global переформатировала ресурс. В 2011 году на базе портала был создан маркетплейс социальных игр. При этом, как отмечали в компании, учетные записи пользователей удалены не были. Более того, данные, размещенные на Friendster, можно было сохранить на жестком диске или экспортировать на сторонние ресурсы.
В обновленном виде экс-соцсеть прожила четыре года. В июне 2015 работу сайтов и всех его сервисов приостановили на неопределенный срок. В 2018 — компания официально закрылась.
В чем ошибки Friendster?
Маркетологи и исследователи рынка считают, что на основе негативного опыта соцсети надо учиться:
- нельзя снижать качество работы ни при каких обстоятельствах (и не стоит отказываться от апгрейдов);
- продукт должен всегда отвечать самым взыскательным вкусам и потребностям клиентов;
- обновления следует делать постоянно, с первого дня существования сайта;
- отпускать клиентов из соцсети нельзя (потому что все взаимосвязаны друг с другом).
Что стало с Абрамсом?
Хотя программист ушел из бизнеса, однако он долгое время зарабатывал на патентах. Дело в том, что в 2006 году его компания получила правовую документацию, подтверждающую изобретение соцсетей. Это означало, что все фирмы, начинающие свою деятельность на этом поприще в США, должны были получать разрешение у Абрамса, платя ему лицензионные отчисления. Эта эпопея закончилась в августе 2010 года, когда фирма Цукерберга выкупила у экс-руководителя Friendster все патенты на соцсети, заплатив за операцию 40 млн долларов.