Главное

История одной из первых соцсетей: Friendster

МС
Максим Смоляров
История одной из первых соцсетей: Friendster

Одной из первых социальных сетей в мире считается Friendster. Она была придумана канадским программистом Джонатаном Абрамсом в начале 2000-х годов.

Команде проекта на первых порах сопутствовал успех.

Во-первых, в стартап вложили 12 млн долларов инвесткомпании Kleiner Perkins Caufield & Byers и Benchmark Capital.

Во-вторых, по данным CNews, за первые три месяца существования к Friendster подключилось более 3 млн пользователей.

На успешный проект тут же обратили внимание игроки из «высшей лиги».

В 2004 году Google предложила выкупить соцсеть за свои акции на сумму в 30 млн долларов. Примерно в это же время культовый американский журнал Entertainment Weekly наградил основателя соцсети Абрамса статусом «Самого дружелюбного человека года».

Однако вспышка всеобщей любви к проекту быстро погасла.

А что случилось?

Команда программиста допустила несколько фатальных ошибок.

1. Стратегически Абрамс зря отказался от сотрудничества с Google. Если бы он согласился, то активы, полученные в результате такой комбинации, выросли бы в цене многократно.

2. Люди активно регистрировались на предлагаемом им сайте. Но серверы не выдерживали такого натиска: они постоянно ломались, а портал загружался по 40 секунд. Абрамс не учел, что конкуренция на формирующемся рынке усиливалась. Марк Цукерберг, создавая свою ныне запрещенную в России соцсеть, делал первоочередную ставку на технологические мощности. 

3. Вместо того, чтобы заниматься техническим обновлением своих ресурсов, Абрамс подключал новые непроработанные и ненужные функции (например, интернет-телефонию и VoIP), которые тормозили портал, или устраивал шикарные вечеринки.

4. Абрамс не хотел менять внутреннюю политику Friendster. Виртуальная сеть предполагала наличие определенных взаимосвязей между пользователями: клиенту разрешалось просматривать страницы только тех людей, с которыми он был прямо или косвенно знаком. Участники соцсети придумали, как избежать этих условий. Они стали добавлять в друзья максимальное количество людей. Получение доступа к страницам незнакомцев привело к возникновению киберсталкинга (заинтересованные лица незаконно использовали полученные сведения о человеке, обрабатывая данные из любезно открытого для них источника).

Кроме того, отсутствие внутренней верификации привело к тому, что регистрирующиеся на сайте стали использовать имена популярных артистов и музыкантов для создания фейковых страниц. Администрация Friendster, надо признать, стала с этим бороться, удаляя откровенный фальсификат.

Однако тенденцию к затуханию эти действия остановить уже не могли.

К 2006 году Friendster потерял практически всю американскую аудиторию. В это же время 40% трафика стало приходить из стран юго-восточной Азии. К 2009 году этот показатель достиг 90%. Попытки вложить дополнительные средства в развитие соцсети не привели ни к чему позитивному: хотя портал и стал меньше тормозить, но налаженные связи между пользователями минимизировались. У ряда клиентов было лишь небольшое количество друзей.

Реклама соцсети в 2007 году. Увы, даже она не помогла

То есть вся соцсеть стала достаточно зыбкой, державшейся только за счет «корневых узлов», объединяющих всю систему в единый конгломерат. Когда эти узлы покинули сеть, то и вся структура распалась на части.

И на этом история соцсети была закончена?

Не совсем. Портал выставили на торги. Его предварительно оценивали в 210 млн долларов, контрольный пакет акций корпорации в 100 млн.

На практике, конечно, эти оценки оказались заоблачными.

В декабре 2009 Абрамс ушел из проекта, а сайт продали малайзийской фирме, занимавшейся онлайн-платежами, MOL Global всего за 26,4 млн долларов. 

MOL Global переформатировала ресурс. В 2011 году на базе портала был создан маркетплейс социальных игр. При этом, как отмечали в компании, учетные записи пользователей удалены не были. Более того, данные, размещенные на Friendster, можно было сохранить на жестком диске или экспортировать на сторонние ресурсы.

В обновленном виде экс-соцсеть прожила четыре года. В июне 2015 работу сайтов и всех его сервисов приостановили на неопределенный срок. В 2018 — компания официально закрылась.

В чем ошибки Friendster?

Маркетологи и исследователи рынка считают, что на основе негативного опыта соцсети надо учиться:

  • нельзя снижать качество работы ни при каких обстоятельствах (и не стоит отказываться от апгрейдов);
  • продукт должен всегда отвечать самым взыскательным вкусам и потребностям клиентов;
  • обновления следует делать постоянно, с первого дня существования сайта;
  • отпускать клиентов из соцсети нельзя (потому что все взаимосвязаны друг с другом).

Что стало с Абрамсом?

Хотя программист ушел из бизнеса, однако он долгое время зарабатывал на патентах. Дело в том, что в 2006 году его компания получила правовую документацию, подтверждающую изобретение соцсетей. Это означало, что все фирмы, начинающие свою деятельность на этом поприще в США, должны были получать разрешение у Абрамса, платя ему лицензионные отчисления. Эта эпопея закончилась в августе 2010 года, когда фирма Цукерберга выкупила у экс-руководителя Friendster все патенты на соцсети, заплатив за операцию 40 млн долларов. 

МС
Максим Смоляров
479
+1
479
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.