Старт экономическим реформам, изменившим облик Вьетнама, начался в 1986 году. В короткие сроки коммунистические власти страны, не отказываясь от своего доминирующего политического положения, легитимизировали различные формы собственности и установили принципы рыночного социализма. В этом плане они ориентировались на Китай, и глупо было не использовать успешный опыт северного соседа, с которым они, к слову, даже успели повоевать в XX веке.
Что было заложено в новой экономической политике Вьетнама?
Государство, отказавшись от полного диктата в финансовой сфере, стало ориентироваться на привлечение иностранных инвестиций, установление более жесткой ответственности за коррупционные преступления, а также на дифференциацию налоговых платежей в зависимости от получаемого дохода.
Коммунистическая партия во главе государства предполагает нивелирование прав человека?
Нет. Как указывают многочисленные исследователи, к 2015 году представители Вьетнама подписали практически все основные международные договоры, касающиеся прав человека. При этом во вьетнамские документы введено правило: если государственный правовой акт и международный договор имеют разные положения по одному и тому же вопросу, то в этой ситуации должны применять положения международного договора (это правило действует для всех случаев, за исключением Конституции Вьетнама).
И каковы результаты подобного переформатирования экономики?
Показатели внутреннего валового продукта на душу населения выросли почти в 20 раз (со 188 долларов в 1991 году до 3 694 долларов в 2021 году). Средний экономический рост составил примерно 7—9% в год (при этом за три летних месяца 2022 года ВВП вырос на 13,7%). Так как практики «нулевой терпимости к коронавирусу» нет, то международные компании, являющиеся поставщиками крупных корпораций, переносят производство отдельных товаров на территорию страны (это касается, например, Foxconn — официального партнера Apple в Юго-Восточной Азии).
А вьетнамские компании сами что-то создают?
Да. Во-первых, это пошив вещей разного типа. В этой сфере работают сразу несколько крупных компаний, одной из которых считается Vinatex (часть консорциума Vingroup). Vinatex включает 24 корпорации, занимающихся текстильным бизнесом (1600 швейных линий с вместимостью более 320 миллионов товаров в год — оборот в 20 млрд долларов в год). Отметим особо, что вьетнамцы делают качественные вещи не только для «своих» фирм — они занимаются производством для некоторых европейских и американских марок (Tom Tailor, Zara, H&M, Calvin Klein, Mango, Bonita, Banana Republic, Gap, DKNY и множество других).
Во-вторых, это предприятия, связанные прямо или косвенно с сельским хозяйством (Hana Foods производит кимчи из пекинской капусты на основе принципа «от поля до стола»; «Саотхайзыонг» занимается растительной медициной и косметикой; «VinEco» выращивает экологически-чистые овощи; продукция Лин-чжи Нонглам — грибы, включая клетчатку из них, порошок, чай, кофе и ликер).
В-третьих, это разнотипные внутренние высокотехнологические фирмы (VinFast — часть консорциума Vingroup — запустил производство автомобилей всего за 21 месяц после основания компании, THACO не только создает собственные транспортные средства, но и собирает машины для Kia, Mazda, Peugeot и других мировых брендов).
Есть ли еще сферы, в которых работают вьетнамские предприниматели?
Да. Например, Sunhouse занимается экосистемой «счастливых кухонь», выпуская технику для дома. Цель корпорации, охватившей уже сейчас до 30% местного рынка, к 2025 году построить такую финансовую модель, которая позволит превратить бренд в предприятие с оборотом под полмиллиарда долларов.
«Донглык» шьет спортивную форму и инвентарь. К слову, футбольные мячи, производимые компанией, сертифицируются ФИФА.
Woodsland считается одним из важнейших поставщиков дерева для мебели IKEA (для соответствия стандартам качества шведского гиганта фирма ввела стандарт FSC).
Каков рецепт успеха этих фирм?
Все просто:
• компании чаще всего создаются как маленькие кооперативы с группой местных активистов-инициаторов;
• ориентируясь на незанятые ниши, эти корпорации делают качественную продукцию, привлекая финансирование со стороны местных клиентов (или получая деньги в долг от крупных кредиторов);
• при необходимости — экономическую помощь может оказать государство;
• выйдя на определенный уровень, бренды расширяются (диверсифицируют производство) и завоевывают новые рынки сбыта.
Какие вьетнамские бренды представлены на российском рынке?
Кроме упомянутых ранее подразделений Vingroup, в РФ особое положение занимают TH True Milk, PetroVietnam, Nafoods и Trung Nguyen.
TH True Milk производит экологически чистое молоко. Для этих целей, кстати, в Подмосковье был возведен производственно-технологический животноводческий комплекс, на территории которого разместили 1200 коров голштинской породы. Инвестиции в проект оцениваются почти в 7 млрд рублей.
PetroVietnam — занимается в рамках совместного предприятия разработкой нефтяных и газовых месторождений в РФ.
Nafoods — фирма поставляет в РФ сушеное манго, а также иные продукты схожего формата. По данным Российско-азиатского союза предпринимателей, с января по ноябрь 2021 года объем экспортируемого в таком виде манго в РФ оценивается в 9 млн долларов (то есть более 90% всей стоимости импорта данной товарной группы).
«Trung Nguyen» — по независимым оценкам, примерно половина всего импорта кофейного сырья в Россию приходится на эту компанию. Для большинства потребителей Trung Nguyen известен как поставщик растворимого кофе 3 в 1 «G7».
Кстати, Вьетнам не стал присоединяться к жестким санкциям против России. А россиян действует относительно мягкий визовый режим.