В начале 90-х годов американские IT-корпорации увидели в России потенциал. Основной мотивацией было не только получение прибыли, но и стратегическое присутствие на перспективном рынке. Рассказываем в нашей статье, как известные IT-корпорации пришли в Россию (и как уходили тоже).
Microsoft
Первым этапом для большинства корпораций было установление контактов и создание представительств. В условиях отсутствия четких правил и развитой правовой базы американские IT-корпорации часто прибегали к личным связям, участию в международных выставках и конференциях, а также к сотрудничеству с российскими партнерами.
Одной из первых американских компаний, которая официально пришла в РФ, стала Microsoft. Представительство в Москве открылось в 1992 году. Корпорация предоставляла лицензии на использование своих продуктов, а также инвестировала в развитие локальных сервисных центров. В 1993-94 годы Microsoft выпустила русские версии всех своих основных офисных программных продуктов, создала сеть дистрибьюторов, а также начала активно защищать свою интеллектуальную собственность.
Осенью 2023-го компания объявила об уходе из России. С 2024 года она закрыла восемь филиалов и пять обособленных подразделений в 13 городах. А также перестала продлевать лицензии российским компаниям. Однако интересно, что в этом году Microsoft зарегистрировала в Роспатенте торговый знак Microsoft Places. При этом отказавшись от исключительных прав на бренд Hackbox. Сейчас компания всё также массово подает заявки в Роспатент для защиты своих наименований и логотипов. Мы подробно писали об этом здесь.
IBM
Еще один крупный игрок — IBM. В 1972 году корпорация заключила первый официальный контракт в СССР — на поставку компьютеров в Министерство химической промышленности. Два года спустя IBM открыла в Москве представительство. Со времен Союза у компании действующие товарные знаки.
Одним из ключевых направлений было внедрение компьютерных систем и программного обеспечения в крупные предприятия и государственные структуры. Также корпорация активно регистрировала товарные знаки, например, IBM Maximo (программное решение). В 2022-году корпорация объявила о том, что уходит из России. В РФ нет аналогов оборудованию IBM, отмечали эксперты.
Intel
Все началось в 1991 году, когда в Москве открылся первый офис продаж Intel. Уже через два года он начал сотрудничать с российскими компаниями в области исследования и разработок программного обеспечения. В 2000-ом был создан Нижегородский центр исследований и разработок Intel.
Компания инвестировала в производственные мощности, научные исследования в России, а также в защиту интеллектуальной собственности. В 2022-ом Intel заявила, что приостанавливает все операции на территории России.
Несмотря на это, корпорация зарегистрировала товарный знак Intel Tiber в этом году. Под этим брендом она собирается продавать в России компьютеры, процессоры, серверы, программное обеспечение, в том числе для 3D-визуализации, моделирования и рендеринга, оборудование с технологиями искусственного интеллекта. Всего более 30 товарных позиций. Новые заявки мы также обнаружили.
Oracle
В 1994 году в России появился первый официальный представитель Oracle — Андреас Харт. Тогда же клиентами компании стали различные структуры, включая ФСБ, Кабинет Министров, Мосприватизацию, РАО ЕЭС и другие. Oracle была единственным крупным поставщиком программного обеспечения для организаций, не испытавшим серьезных сложностей в период краха доткомов в начале 2000 года. В 2022-ом компания объявила о приостановке своей деятельности в РФ. Однако многие отечественные компании продолжают пользоваться ее системой управления базами данных.
Cisco
Компания начала работу на рынке СНГ в 1995 году. Тогда же у нее появились представительства в Москве и Санкт-Петербурге. В начале там работало всего по три сотрудника, потом штат значительно вырос. В настоящее время Cisco имеет около 500 российских сертификатов на продукцию в области сетевой безопасности. Несмотря на объявление об уходе из РФ, корпорация подала несколько заявок в марте 2025 года. Среди них есть само название компании, а также бренд webex. Среди прочего он охватывает консультации в области бизнеса, конференции, обучающие программы и семинары.
Dell
Dell пришла на российский рынок позже всех известных зарубежных компьютерных брэндов. Большинство ее основных конкурентов обосновались в Москве в начале или середине 90-х. Она же открыла представительства в РФ лишь в 2003 году и начала поставки и продажи персональных компьютеров. Интересно, что в базе Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) в этом году было подано множество заявок на регистрацию товарных знаков в России по Мадридскому протоколу от IT-компаний из разных стран. Среди них есть и Dell.
Несмотря на сложности, американские IT-компании смогли заложить основы для дальнейшего развития российского рынка информационных технологий. Они способствовали внедрению новых технологий, обучению российских специалистов и созданию инфраструктуры.
В свою очередь, рынок РФ стал для них важным сегментом, который со временем вырос и стал частью глобальной стратегии компаний. Эксперты считают регистрацию брендов американскими компаниями хорошим знаком. Поживем-увидим.
