В 2017 году Государственный академический Большой театр России подал в суд иск. Он потребовал от юридического лица, владеющего хостелом, и индивидуального предпринимателя, администрировавшего интернет-сайт этого учреждения, запретить использование зарегистрированного в Роспатенте товарного знака BOLSHOI в наименовании и доменном имени. Также заявлялось требование о взыскании денежной компенсации.
Ответчик пытался выстроить свою линию защиты. Например, он заявлял о невозможности рассмотрения материалов дела, так как противоположная сторона якобы не соблюла требования к порядку разрешения конфликта (в претензиях, поступивших к фирме, не были указаны номера защищаемых товарных знаков). Это заявление было отклонено судом: «… установлен факт направления претензии…, однако довод … о несоблюдении претензионного порядка основан, фактически, на пороке формы…, а именно отсутствие указаний всех номеров товарных знаков. Ссылка на несоответствие претензии действующему законодательству абстрактна, какая-либо норма права ответчиками не указана».
Также суд отметил, что российский законодатель не установил в процессуальных кодексах каких-либо требований или условий к форме и содержанию направляемого претензионного письма. В нем главное — это наличие указания на возникший материально-правовой спор, который должен урегулироваться сторонами.
Переходя к непосредственному рассмотрению дела, правоприменитель беспристрастно оценил имеющиеся фактические обстоятельства:
1. Исходный товарный знак «BOLSHOI», принадлежащий Государственному академическому Большому театру России, зарегистрирован в Роспатенте. По одному из свидетельств (№ 200152) — действует в отношении 42 класса МКТУ (предоставление услуг баз отдыха, гостиниц, агентства по предоставлению мест в гостиницах, домах отдыха), по другому (№ 562141) — в отношении 43 класса МКТУ (гостиницы);
2. Рядом с Большим театром есть гостиница эконом-класса, которая представлена в интернете на сайте hostelbolshoi.ru. Компания также использовала обозначение Bolshoi в рекламных целях и в логотипе, размещенном над объектом;
3. Разрешения на использование бренда хостелом получено не было.
Все это, сопоставленное с нормами части 4 Гражданского кодекса РФ, стало основанием для признания действий юридического лица-владельца гостиницы, не соответствующими закону.
Определяя размер компенсации Большому театру, правоприменитель учел критерии, представленные в законодательстве и судебной практике.
Он обратил внимание на то, что использование товарного знака Bolshoi со стороны хостела «причиняет вред [театру], чья деятельность в области культуры и искусства ассоциируется с выдающимися достижениями и всемирно известными производителями товаров и услуг». Кроме того, снижается привлекательность товарного знака Большого театра.
Признав администрирование и использование сайта с доменным именем Bolshoi злоупотреблением правом, суд дальше указал на то, что по законодательству правообладатель может потребовать от нарушителя компенсацию в размере от 10 тысяч до 5 млн рублей (статья 1515 ГК РФ).
Дальше логика суда была следующей.
Рыночная стоимость двух товарных знаков Большого театра оцениввалась экспертами в 1 млрд 898 млн рублей.
Конституционный Суд РФ в своем Определении от 20 декабря 2001 года № 287-О указал, что рыночная стоимость товарного знака как средства индивидуализации в первую очередь зависит от признания продукции потребителем.
Большой театр — это культурное достояние народов России, имеющее двухвековую историю. Оперные и балетные спектакли, поставленные на сцене Большого, относятся к шедеврам мирового искусства.
Вклад Большого театра в развитие культуры РФ и зарубежных стран определил статус учреждения как всемирно известного (он отличается особым профессиональным уровнем артистов и иных сотрудников).
Государственный академический Большой театр России — один из элементов международного престижа Российской Федерации.
Обозначение «BOLSHOI» — это международное наименование театра, под которым он и получил свою славу. То есть в деле рассматривается бренд, имеющий общероссийское и международное значение («Исторически указанное название относится к категории имен собственных, сохраняющих [свое] … звучание на любом языке…»).
Именно поэтому, соответственно, требование правообладателя о взыскании 5 млн рублей компенсации с юридического лица-владельца хостела было признано справедливым и законным.
Как определяется размер гражданско-правовой компенсации в суде при нарушении прав на товарный знак?
Этот аспект носит субъективный характер. Он оценивается в каждом конкретном случае, учитывая разные факторы:
- Характер допущенного нарушения;
- Сроки незаконного использования;
- Степень вины нарушителя;
- Факты совершения подобных деяний ранее;
- Вероятные убытки правообладателя.
При установлении суммы используются также принципы разумности, справедливости и соразмерности возмещения последствиям нарушения.
И что в итоге?
Hostel Bolshoi, размещавшийся по адресу Петровские линии, дом 1 (здание, кстати, относится к памятникам федерального значения — в XIX веке здесь был магазин издательства «Посредник», созданный Львом Толстым), был вынужден переименоваться.
Юристы, оценивая сумму назначенных судом выплат, посчитали их вполне приемлемыми и справедливыми. Бизнесменам пришлось выплатить 5 млн рублей в пользу Большого театра.
Источник фото