Как Большой театр запретил использовать слово BOLSHOI хостелу: история одного дела

МС
Максим Смоляров

В 2017 году Государственный академический Большой театр России подал в суд иск. Он потребовал от юридического лица, владеющего хостелом, и индивидуального предпринимателя, администрировавшего интернет-сайт этого учреждения, запретить использование зарегистрированного в Роспатенте товарного знака BOLSHOI в наименовании и доменном имени. Также заявлялось требование о взыскании денежной компенсации.

Ответчик пытался выстроить свою линию защиты. Например, он заявлял о невозможности рассмотрения материалов дела, так как противоположная сторона якобы не соблюла требования к порядку разрешения конфликта (в претензиях, поступивших к фирме, не были указаны номера защищаемых товарных знаков). Это заявление было отклонено судом: «… установлен факт направления претензии…, однако довод … о несоблюдении претензионного порядка основан, фактически, на пороке формы…, а именно отсутствие указаний всех номеров товарных знаков. Ссылка на несоответствие претензии действующему законодательству абстрактна, какая-либо норма права ответчиками не указана».

Также суд отметил, что российский законодатель не установил в процессуальных кодексах каких-либо требований или условий к форме и содержанию направляемого претензионного письма. В нем главное — это наличие указания на возникший материально-правовой спор, который должен урегулироваться сторонами.

Переходя к непосредственному рассмотрению дела, правоприменитель беспристрастно оценил имеющиеся фактические обстоятельства:

1. Исходный товарный знак «BOLSHOI», принадлежащий Государственному академическому Большому театру России, зарегистрирован в Роспатенте. По одному из свидетельств (№ 200152) — действует в отношении 42 класса МКТУ (предоставление услуг баз отдыха, гостиниц, агентства по предоставлению мест в гостиницах, домах отдыха), по другому (№ 562141) — в отношении 43 класса МКТУ (гостиницы);

2. Рядом с Большим театром есть гостиница эконом-класса, которая представлена в интернете на сайте hostelbolshoi.ru. Компания также использовала обозначение Bolshoi в рекламных целях и в логотипе, размещенном над объектом;

3. Разрешения на использование бренда хостелом получено не было.

Все это, сопоставленное с нормами части 4 Гражданского кодекса РФ, стало основанием для признания действий юридического лица-владельца гостиницы, не соответствующими закону.

Определяя размер компенсации Большому театру, правоприменитель учел критерии, представленные в законодательстве и судебной практике.

Он обратил внимание на то, что использование товарного знака Bolshoi со стороны хостела «причиняет вред [театру], чья деятельность в области культуры и искусства ассоциируется с выдающимися достижениями и всемирно известными производителями товаров и услуг». Кроме того, снижается привлекательность товарного знака Большого театра.  

Признав администрирование и использование сайта с доменным именем Bolshoi злоупотреблением правом, суд дальше указал на то, что по законодательству правообладатель может потребовать от нарушителя компенсацию в размере от 10 тысяч до 5 млн рублей (статья 1515 ГК РФ).

Дальше логика суда была следующей.

Рыночная стоимость двух товарных знаков Большого театра оцениввалась экспертами в 1 млрд 898 млн рублей.

Конституционный Суд РФ в своем Определении от 20 декабря 2001 года № 287-О указал, что рыночная стоимость товарного знака как средства индивидуализации в первую очередь зависит от признания продукции потребителем.

Большой театр — это культурное достояние народов России, имеющее двухвековую историю. Оперные и балетные спектакли, поставленные на сцене Большого, относятся к шедеврам мирового искусства.

Вклад Большого театра в развитие культуры РФ и зарубежных стран определил статус учреждения как всемирно известного (он отличается особым профессиональным уровнем артистов и иных сотрудников).

Государственный академический Большой театр России — один из элементов международного престижа Российской Федерации.

Обозначение «BOLSHOI» — это международное наименование театра, под которым он и получил свою славу. То есть в деле рассматривается бренд, имеющий общероссийское и международное значение («Исторически указанное название относится к категории имен собственных, сохраняющих [свое] … звучание на любом языке…»).

Именно поэтому, соответственно, требование правообладателя о взыскании 5 млн рублей компенсации с юридического лица-владельца хостела было признано справедливым и законным.

Как определяется размер гражданско-правовой компенсации в суде при нарушении прав на товарный знак?

Этот аспект носит субъективный характер. Он оценивается в каждом конкретном случае, учитывая разные факторы:

  • Характер допущенного нарушения;
  • Сроки незаконного использования;
  • Степень вины нарушителя;
  • Факты совершения подобных деяний ранее;
  • Вероятные убытки правообладателя.

При установлении суммы используются также принципы разумности, справедливости и соразмерности возмещения последствиям нарушения. 

И что в итоге?

Hostel Bolshoi, размещавшийся по адресу Петровские линии, дом 1 (здание, кстати, относится к памятникам федерального значения — в XIX веке здесь был магазин издательства «Посредник», созданный Львом Толстым), был вынужден переименоваться.

Юристы, оценивая сумму назначенных судом выплат, посчитали их вполне приемлемыми и справедливыми. Бизнесменам пришлось выплатить 5 млн рублей в пользу Большого театра. 

Регистрация товарного знака

Подготовка - от 1 дня

Экспертиза - от 6 мес.

Срок действия - 10 лет

Источник фото

МС
Максим Смоляров
453
+1
453
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.