Как и на каких условиях продают бизнес зарубежные бренды в России?

МС
Максим Смоляров

После 24 февраля многие иностранные компании либо приняли решение о закрытии своих представительств на территории РФ, либо о продаже имущества сторонним лицам или национальному топ-менеджменту.

Разберемся, как это выглядит на практике.

«Макдональдс» передали своему франчайзи-партнеру

Американская сеть быстрого питания объявила о приостановке работы в России в начале марта — рестораны были закрыты, работники отправлены в оплачиваемые отпуска. Через 3 месяца (в мае) фирма заявила о невозможности продолжения функционирования в РФ: как отметила пресс-служба компании, закрытые объекты будут проданы местному покупателю с последующей «деархизацией» (запретом использования названия, логотипа, бренда и меню).

19 мая стало известно, что приобретателем актива стал российский предприниматель (и франчайзи-партнер сети «Макдональдс» в Сибири) Александр Говор.

Стоимость сделки не раскрывалась сторонами. Однако Говор сообщил Ъ о том, что цена покупки была символической и намного ниже рынка. При этом заключенный контракт предусматривал:

Во-первых, необходимость инвестиций в размере не менее 6,5-7 млрд рублей;

Во-вторых, возможность последующего обратного выкупа активов «Макдональдсом» в течение 10-15 лет.

Говор отчаянно отрицает участие государства или окологосударственных структур в приобретении национального подразделения сети быстрого питания: по его словам, он является единственным участником сделки, никаких вложений средств со стороны, например, «Совкомбанка», не осуществлялось. Примечательно, что вся интеллектуальная собственность осталась за американцами. 

Renault отдал свою долю в АвтоВАЗе государству

Французская компания Renault закрыла свое подразделение в РФ: 100% акций столичного завода, принадлежавшего когда-то автогиганту, теперь перешли в управление правительства Москвы, а 67,69% акций автоконцерна АвтоВАЗ стали собственностью ФГУП «НАМИ» (оставшуюся часть ценных бумаг передали «Ростеху»).

При этом договор купли-продажи предусматривает право иностранных партнеров на обратный выкуп “АвтоВАЗ” в течение последующих шести лет.

Цена контракта (как и в случаях с «Макдональдсом») не раскрывается, однако в Минпромторге, который сопровождал сделку, говорят об условной стоимости «продажи за рубль».

Мощности Whirlpool продали бизнесменам из дружественной страны

Компания продала российские активы турецкой Arcelik (она владеет брендом техники Beko). По данным турецких СМИ, сумма контракта оценивается в пределах 220 млн евро в формате 10-летней рассрочки.

За эти деньги турецкие бизнесмены получат производственные мощности компании в Липецке, максимально позволяющие выпускать более 2 млн 800 тысяч холодильников и стиральных машин в год.

Французы отдали Росбанк Потанину за бесценок

Societe Generale S.A. продала кредитную организацию одному из ее основателей — Владимиру Потанину. Сумма сделки, отмечал Ъ, составила всего 0,2–0,3 капитала фирмы (то есть около 40-60 млрд рублей), что эксперты оценили как существенный демпинг. Интеллектуальную собственность французы также оставили за собой. 

Как определяется справедливая цена при уходе бренда с территории РФ: тренды

В первые месяцы после начала массового исхода зарубежных компаний, отмечают эксперты РБК, бизнес продавался со значительным дисконтом, однако затем ситуация изменилась, так как между покупателями возникла высокая конкуренция за реализуемые активы.

При этом политика сбивания цен все равно сохраняется: снизить прайс возможно в случаях, если продаваемая фирма «завязана» на зарубежных поставщиках (соответственно, разрыв сложившихся логистических цепочек обесценивает компанию) или если соответствующее решение принято правительственной комиссией, согласующей все сделки с нерезидентами (по данным РБК, активы канадской корпорации Kinross Gold до продажи оценивались в 680 млн долларов, но власти уменьшили стоимость вдвое — до 340 млн долларов).

Почему переговоры о продаже бизнеса идут так долго?

В среднем сделка по купле-продаже национального подразделения зарубежной компании оформляется в течение 2-3 месяцев. Подобная длительность связана с несколькими причинами.

Первая — зарубежные предприниматели не в восторге от инициативы сворачивания бизнес-проектов на территории РФ, так как это приведет к дополнительным убыткам / затратам (фактическая вынужденность прекращения правоотношений вызвана в первую очередь продолжающейся санкционной политикой западных государств, умноженной на социальное давление со стороны иностранных институтов гражданского общества);

Вторая — если правоотношения разрываются, то контракт при завышенной ключевой ставке (она, напоминаем, была в марте-апреле около 20%) становится экономически-нерентабельным;

Третье — есть технические проблемы при согласовании условий использования товарных знаков, баз данных, IT-систем и так далее.

Позиция экономистов: выгодна ли для государства подобная продажа бизнеса?

По словам профессора кафедры региональной экономики и управления человеческими ресурсами ОмГУ имени Достоевского Олега Роя, такое переформатирование не приведет к негативным последствиям, так как производственные цепочки сохраняются. Единственное — новые собственники должны будут постараться сохранить и преумножить переданные им активы. Если этого не произойдет (например, средства производства останутся прежними или ухудшатся), то тогда есть вероятность негативного изменения в доходах подобных компаний.

Заглавное фото: Flickr

МС
Максим Смоляров
248
+1
248
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.