Как крупные компании скупают локальные бренды для расширения в регионах и как на это реагирует ФАС?

МС
Максим Смоляров

Увеличение доли федерального ретейлера, оператора сотовой связи или АЗС на региональном рынке происходит обычно тремя путями: либо запуском собственной сети, либо скупкой локальных компаний, либо осуществлением сразу всех вышеперечисленных операций (когда фирма открывает некую стартовую точку, а потом, расширяясь в объемах, приобретает местных производителей, ребрендируя их под некие общие стандарты).

Каждый из перечисленных шагов требует серьезных капиталовложений, а также (нередко!) согласования с Федеральной антимонопольной службой (ФАС), которая пристально следит за тем, чтобы крупные игроки не стали доминирующими (и, соответственно, не могли устанавливать монопольно-высокие цены).

Как это выглядит на практике: операторы связи

В июле 2015 года компания «Вымпелком» (бренд «Билайн») заключил контракт о покупке части сотовой компании «СМАРТС». ФАС одобрила сделку.

Ранее «СМАРТС» продавалась по частям разным операторам: в 2014 году — антимонопольщики поддержали инициативу по приобретению волгоградского отделения фирмы компанией «Мегафон», а пензенского, ивановского и уфимского — дочерней структурой МТС; в 2015 году — одобрили ходатайство о покупке чебоксарского, ярославского, астраханского и самарского подразделений. Миллион абонентов были соответственно включены в состав общефедеральных операторов.

При этом в 2008 году, когда обсуждались возможные параметры передачи контроля компании «СМАРТС», ФАС заявляла о том, что если регионального оператора купит, например, МТС, то дальше победитель должен будет выделить из «СМАРТС» отдельные компании, продав стороннему покупателю сотовые сети в Ивановской и Волгоградской областях. Если же победил бы «Мегафон», то в этом случае он продавал бы сети в Пензенской, Самарской, Ивановской и Волгоградской областях.

Как это выглядит на практике: ретейл

ФАС, рассматривая заявки на приобретение региональных торговых сетей, фактически использует три варианта действий:

1. Предписывает не поглощать некоторые магазины в муниципалитетах, где доля потенциально-объединенных компаний составляет более 25%.

Так, ФАС поступила в отношении X5 Retail Group в 2010 году, когда фирма приобретала за 51,5 млрд рублей сеть универмагов «Копейка». Соответственно, торговые сети, получив требования антимонопольщиков, должны в дальнейшем после сделки либо передать управление некоторыми магазинами другим компаниям, либо просто закрыть точки.

2. Устанавливает обязанность по снижению цен на социально-значимые товары (методика используется как совместно с требованием о непоглощении, так и отдельно).

В 2022 году ФАС, рассматривая заявку X5 Group по приобретению 70% торговых сетей «Красный Яр» и «Слата», потребовала изменить прайс на социально значимые и продовольственные товары до 1 октября 2023 года. Кроме того, ФАС указала на необходимость исполнения всех заключенных договоров со стороны нового собственника торговых сетей.

При этом предписание по корректировке ценообразования, направленное в момент совершения сделки по покупке, в дальнейшем может быть продлено на n-период времени. Так антимонопольщики поступили с «Магнитом» после заключения сделки по приобретению «Мегамарта» и «Дикси».

3. Не ставит вообще никаких условий, если объединенное юрлицо не будет занимать доминирующего положения на рынке.

Так случилось с компанией «Лента», которая в 2021 году интегрировала в свою сеть фирму «Билла Россия», состоящую из 161 магазина.

Как это выглядит на практике: АЗС

Здесь ФАС применяет разнонаправленный набор инструментов, сводящийся либо к обязанности не повышать цены, либо к установлению требования по расширению ассортимента топлива на автозаправочных станциях, либо к обеспечению регулярной реализации нефтепродуктов на бирже, либо на запрете приобретения на биржевых торгах нефтепродуктов у других компаний, либо всех вышеперечисленных действий сразу.

Выводы

Как мы видим из рассмотренных выше вариантов, ФАС фактически использует примерно схожий инструментарий (если доля больше установленного в законодательстве, то приобретатель обязан избавить от излишков, если меньше — никаких ограничений антимонопольщики не предусматривают).

При этом потребителю, конечно, объединения сетей не всегда выгодны: местные компании предпочитают региональных поставщиков, они мобильнее и ближе к населению. В то же время федеральные игроки будут предоставлять товары более дешевые (так как закупки у них больше, скидки — масштабнее, а финансовые возможности — шире).

Заглавное фото

МС
Максим Смоляров
141
+1
141
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.