При регистрации своей торговой точки на Wildberries основатель магазина подписывает Оферту и Приложение к ней. Пункт 9.8.1 Оферты гласит, что продавец, размещая карточки товара на портале, дает согласие маркетплейсу на использование объектов интеллектуальной собственности (запрещено загружать то, на что нет юридически надлежащих разрешений). За каждый факт нарушения WB вправе взыскать со своего контрагента 10 тысяч рублей. Дополнительно — при продаже контрафактной продукции блокируется карточка проблемного товара. Если нарушения повторяются с завидной регулярностью, то в этом случае также предусматривается блокировка личного кабинета бизнесмена.
Бывают ли ситуации, когда эта санкция реально применяется к бизнесу?
Да.
1. Предприниматель продает свой собственный товар, но для обозначения магазина использует чужие бренды, которые были ранее зарегистрированы в Роспатенте. Правообладатель это обнаруживает и подает жалобы. Аккаунт нарушителя блокируют. Параллельно — субъект получает иск в суд и может выплатить пострадавшему также до 5 млн рублей.
2. Селлер торгует, используя для идентификации продаваемого чужой товарный знак. Опять же — правообладатель пишет обращение в администрацию WB. Личный кабинет закрывается, а потом нарушитель получает еще в суде и финансовую санкцию.
3. Бизнесмен ведет свое дело, к нему прилетает жалоба от правообладателя. Он игнорирует письмо подобного толка. Личный кабинет опять же попадает в бан.
Можно примеры из практики?
Конечно. Вот дело № А 21-829/2021. Индивидуальный предприниматель обнаружил, что на сайте WB торгуют товарами под его зарегистрированным брендом. Правообладатель обратился в суд. Последний, подтвердив факт нарушений, взыскал с ответчика 1 млн 195 тысяч рублей.
Еще одно производство — дело № А53-20936/2021. Здесь также было обнаружено, что на сайте маркетплейса появился предприниматель, предлагающий косметическую продукцию со схожим брендом. Суд постановил: запретить бизнесмену-ответчику использовать данный товарный знак, а также выплатить компенсацию пострадавшей стороне в размере 100 тысяч рублей.
А есть другие примеры, когда ситуация завершилась в пользу предпринимателя, торгующего на WB?
Конечно.
Фирма через цепочку поставщиков ввезла и разместила на своей странице маркетплейса товары. Правообладатель возмутился, требуя взыскать с нарушителя компенсацию в судебном порядке. Первая инстанция удовлетворила иск, но во второй — решение оказалось противоположным. Апелляция указала на то, что закупка была осуществлена законно: контрагенты, продававшие товары, действовали на основании Соглашения об использовании товарного знака под контролем правообладателя. Следовательно — нет никаких оснований для применения санкции к стороне (Постановление 10 ААС от 15 ноября 2022 г. по делу № А41-84603/2021).
Не забываем и о патентных троллях!
Хрестоматийной уже стала ситуация, когда российские коммерсанты регистрируют бренды, например, ввозимых в РФ китайских товаров, а потом требуют от селлеров серьезную компенсацию. В этом случае добросовестному предпринимателю остается только судиться. При наличии многочисленных документов можно доказать, что действия противоположной стороны являются неконкурентными, а их цель — ограничение рыночных возможностей (Решение Суда по интеллектуальным правам от 09.01.2025 по делу № СИП-233/2024). Главный недостаток такого пути — для подобной защиты своей правоты придется тратить время и силы.
И какие выводы?
Для спокойной и успешной торговли на площадке самого популярного российского маркетплейса (Wildberries) бизнесу необходимо задуматься о различных обеспечительных документах:
- важно наличие зарегистрированного в Роспатенте товарного знака как собственного магазина, так и реализуемой продукции;
- если вы являетесь посредником при продаже товаров, то в этом случае нужны документы, прослеживающие юридический путь от правообладателя до вас.
В этих ситуациях при поступлении жалобы вы должны предъявить материалы, свидетельствующие о праве на оформленный объект интеллектуальной собственности. Администрация WB, учитывая совокупность представленных доказательств, не будет блокировать личный кабинет.
В каких еще случаях (кроме проблем с товарным знаком) блокируют кабинет на WB?
Обычно выделяется несколько ситуаций, когда администрация маркетплейса накладывает подобные санкции:
- Первый — фиксируется самовыкуп продукции (через продавца или его посредника приобретают товары, а потом «накручивают» рейтинг);
- Второй — предоставляют клиентам информацию, которая явно не соответствует действительности;
- Третий — накручивают просмотры, увеличивая свою популярность;
- Четвертый — реализуют товары, продажа которых прямо запрещена нормативными установлениями.