В 2022 российский рынок покинули порядка 350 фирм. Сейчас аналитики ожидают их возвращения: в частном порядке некоторые компании-производители зондируют почву. Эксперты считают, что если иностранные корпорации вновь появятся в РФ, то они смогут быстро нарастить свои продажи до прежнего уровня.
Что с товарными знаками фирм, которые решили вернуться в РФ?
Ничего проблематичного нет. Иностранные бренды, судя по аналитическим данным Онлайн Патента, продолжают регистрироваться (если они новые) или поддерживаться в силе. Это касается, пожалуй, большинства фирм, заявивших о прекращении взаимодействия с РФ в 2022 году. Поэтому возврат компаний в Россию не будет представлять особой сложности: фирме достаточно уладить правовые сложности с юридическим лицом, повесить вывеску над своим офисом и начать работать. И, конечно, нанять сотрудников и восстановить старые связи.
Что происходит с изобретениями, полезными моделями и промышленными образцами?
Здесь примерно такая же ситуация, что и с товарными знаками. Зарубежные корпорации стараются поддерживать в силе выданные когда-то патенты на подобные объекты интеллектуальной собственности.
Что все это означает?
Российским контрагентам не стоит, например, использовать вне правил законодательства форму запатентованного стакана Coca-Cola или духи, выпускаемые под товарным знаком Chanel, аргументируя свою деятельность тем, что эти фирмы перестали взаимодействовать с национальным рынком. Нарушителей могут привлечь к ответственности.
Этот стакан — промышленный образец, его защита продлена до 2027 года (продление произошло в марте 2022 года)
Что с лицензиями?
На отдельные виды деятельности (например, банковская, услуги связи и так далее) предусматриваются особые разрешительные документы — лицензии. Если они не были отозваны регулирующими органами и, соответственно, деятельность корпорации принудительно прекращена, то при возвращении (или, если говорить точнее — активизации) фирмы в России работа возобновляется без каких-либо проблем. Если лицензия была прекращена в добровольном порядке, но для функционирования в РФ она потребуется, — в этой ситуации стоит дождаться, когда национальный контролирующий орган выдаст другой разрешительный документ в данной сфере.
Как начать работать с вернувшимися в Россию компаниями?
В стандартном режиме. Если вы планируете франшизное сотрудничество, то алгоритм взаимодействия таков:
- обязательно проверяете желаемый товарный знак по официальным базам данных (реально ли он принадлежит контрагенту, каков его срок действия, на какие сферы он распространяется);
- оцениваете юридическую чистоту контрагента;
- если все в порядке, то ведете переговоры, определяете параметры соглашения, учитывая требования Гражданского кодекса РФ;
- заключаете контракт, обеспечиваете необходимые юридические процедурные моменты (например, проводите регистрацию договора в Роспатенте), а потом начинаете работать (при условии, что все вышеуказанные пункты не противоречат духу и букве российского законодательства).
Если вы планируете покупать что-то у подобных фирм, то опять же — проводите переговоры, определяете основные пункты проекта договора, ориентируясь на ГК, при необходимости — запрашиваете дополнительную документацию, касающуюся действующей интеллектуальной собственности, и, если все эти параметры не вызывают юридических вопросов, — приступаете к взаимодействию после подписания контракта.
На что ориентироваться при проверке информации?
Используйте только официальные источники. Если требуется оценить наличие / отсутствие тех или иных объектов интеллектуальной собственности, то воспользуйтесь сайтом Онлайн Патент: в личном кабинете можно проверить товарные знаки (о том, как это сделать самостоятельно, подробно написано здесь), изобретения, промышленные образцы, базы данных, программы для ЭВМ. Если интересуют лицензии, то стоит ориентироваться в первую очередь на порталы профильных органов власти. Например, если ваш потенциальный контрагент работает в банковском секторе, то не поленитесь зайти на сайт ЦБ РФ.