Промышленный образец на фоне товарных знаков и изобретений — довольно недооцененный тип интеллектуальной собственности. Тем временем это очень важный элемент бизнеса, который при желании можно использовать для защиты практически всего.
Регистрация промышленного образца обладает рядом очень выгодных для заявителя особенностей и она не такая дорогая, как для других элементов защиты бренда. Подробно разбираем, зачем практически любому предприятию нужен промышленный образец.
Что такое промышленный образец
Патент на промышленный образец или промышленный дизайн защищает внешний вид изделия. Это может быть оригинальная упаковка товара или форма самого товара. Промышленный образец используют для защиты очень многих вещей от дизайна флакончика духов или конструкции игрового кресла до формы целого здания.
Промышленный образец помогает снизить риски. Патент на дизайн означает, что вы можете запретить другим использовать те же визуальные решения, а при нарушениях получить компенсацию.
Защита от подделок. Покупатель выстраивает ассоциацию между внешним видом и полученным опытом. Если конкурент использует тот же дизайн, он может переманить покупателя. Патент защищает от этого.
Защита вложенных ресурсов. Вы можете заплатить дизайнером за внешний вид изделия, который сразу будет привлекать внимание покупателя — например, очень красивого чайного сервиза. Или заплатить инженерам за разработку эргономичного дизайна компьютерного кресла. Защита этих решений не даст конкурентам продавать товар с такими же свойствами.
Преимущества и особенности защиты
Промышленный образец действует максимум 25 лет, но за это время может дать компании или частному предпринимателю много преимуществ.
На что распространяется защита
Через промышленный образец можно защитить оригинальный внешний вид практически любого изделия. Это будет касаться:
- общего концепта дизайна;
- закономерностей во внешнем виде (например, в орнаменте);
- текстуры и фактуры материала, если они важны для восприятия.
Промышленным образом можно защитить один товар, его составную часть или линейку товаров, если они объединены общей идеей. Например, если вы выпускаете свою коллекцию одежды или ювелирных украшений.
Как можно использовать
Патент на промышленный образец выполняет несколько функций:
Монополия. Дает вам исключительное право на дизайн, так что вы можете запретить использовать его другим, но никто не запретит вам.
Например, в 2021 году из-за нарушения патента на дизайн когтеточки предпринимателю полностью запретили использовать тот же дизайн в своей деятельности и дополнительно взыскали более 300 тысяч рублей.
Актив. Патент имеет свою ценность, так что его можно отразить в бухгалтерском балансе и активах компании в целом.
Продукт. Официально оформленный дизайн может быть продан или частично передан другому лицу за плату. Например, по договору отчуждения, лицензии или франшизы.
Например, франчайзинг BRITVA со 145 филиалами и 70 повторными продажами франшизы владеет промышленным образцом на дизайн интерьера и на ряд отдельных его элементов (например, стойку).
Последствия нарушений
Последствия использования чужого промышленного образца регулируются той же статьей, что и для изобретений и полезных моделей. Можно запросить возмещение убытков или компенсацию от 10 тысяч до 5 млн рублей. Также владелец может потребовать сумму, в два раза превышающую стоимость лицензии на промышленный образец.
В 2020 году из-за нарушения прав на промышленный образец на «Крепёжное устройство с колпачком» в 15 вариантах предпринимателю пришлось заплатить миллион рублей компенсации и возместить часть расходов истца.
Кому нужен промышленный образец: примеры
Промышленный образец можно оформить на что угодно, что имеет внешний вид: архитектурные решения, автомобиль или мотоцикл, интерфейс приложения или программы, предмет внутри компьютерной игры, этикетки и упаковки товаров, обувь, одежду, составные части техники, часы, украшения, еду, бытовые изделия, интерьер, мебель, печатную продукцию, сантехнику.
Вот в каких случаях оформить промышленный образец точно стоит:
Внешний вид продукта принципиально важен. Любой компании, продукт которой узнают в первую очередь по внешнему виду, полезен промышленный образец. Защитить можно отдельный элемент продукта, сам продукт, его упаковку.
Дизайн даёт конкурентное преимущество. Например, когда Эмпайр Свит оптимизировали конструкцию своей упаковки, это повысило их продажи на 18%. Такую разработку стоит защитить от конкурентов.
Важен фирменный стиль. Вы можете запатентовать интерьер внутри своих офисов или отделений.
Чем он отличается от товарного знака и других патентов
Патенты на изобретения и полезные модели защищают техническую часть — конструкции, методы решения какой-то технической задачи. Промышленный образец же отвечает исключительно за внешний вид изделия — например, за особый узор или форму.
Отличия от товарных знаков менее очевидны:
Объект защиты. Товарный знак отвечает за узнаваемость бренда в целом. Это, например, логотип, который можно разместить и в рекламе, и на вывеске, и на каждом из товаров. Промышленный образец защищает внешний вид одного типа товаров. Товарные знаки и промышленные образцы иногда используют совместно.
Некоторым удается регистрировать те же бутылки в качестве объемного товарного знака, но это скорее исключение, чем правило. К тому же обойти защиту товарным знаком в таком случае будет легче, чем защиту патентом на промышленный образец.
Срок защиты. Товарный знак может действовать бессрочно, переходить от владельца к владельцу и от компании к компании. Главное — продлевать свидетельство каждые 10 лет. Промышленный образец нужно продлевать каждые 5 лет, и максимальное число продлений — 4 раза. То есть через 25 лет максимум вы потеряете исключительные права на дизайн.
Объем защиты. Товарный знак действует только в определённых классах МКТУ — его не смогут использовать прямые конкуренты, но смогут компании из других областей. Если вы производите ювелирную продукцию, а конкурент под похожим брендом выпекает хлеб, то запретить ему это делать будет проблематично. Промышленный образец распространяется на всё сразу.
У нас есть отдельный материал про выбор между товарным знаком и промышленным образцом.
Как зарегистрировать промышленный образец
Регистрация промышленного образца проходит в Роспатенте. Подать заявку может физическое или юридическое лицо. К заявке нужно приложить изображения изделий, указать автора.
Требования к промышленным образцам
Есть два основных условия:
Новизна. Это условие выполняется, если в целом внешние признаки изделия ранее известны не были. Причём новым он должен быть относительно всех типов интеллектуальной собственности, о которых известно из открытых баз. Новизна должна быть мировой, а не только в пределах РФ.
Оригинальность. Дизайн признают оригинальным, если творческая деятельность по созданию дизайна придала изделию существенные признаки. Не должно быть ассоциаций с уже известными решениями. Если взять уже имеющиеся дизайны, и объединить их части, заявку не примут.
Нельзя зарегистрировать дизайн, обусловленный техническими функциями объекта. Также не одобрят заявку на дизайн, который может ввести в заблуждение касательно того, кто или где произвёл товар.
При регистрации очень важна тщательная предварительная проверка. Особенно это касается случаев, когда вы хотите защитить одним патентом линейку товаров. Недостаточная оригинальность или новизна одного объекта приведет к отклонению всей заявки.
Как проходит регистрация
Предварительный поиск и подготовка заявки. Самый ответственный этап, на котором вы узнаете, подходит ли ваш образец для регистрации и правильно заполняете документы. Если ошибиться на этом этапе, то вам могут отказать. На этом этапе особенно важно обратиться к экспертам.
Подача заявки. Нужно обратиться в Роспатент, можно подать заявку дистанционно. Также нужно будет оплатить пошлины. Подробнее о том, сколько стоит регистрация промышленного образца
Экспертизы. Сначала проведут формальную экспертизу на правильность заполнения документов. Потом идёт экспертиза по существу, где проверят новизну и оригинальность дизайна. Если всё в порядке, вам выдадут патент.
Чтобы его досрочно не аннулировали, его нужно продлевать каждые 5 лет. Он будет действовать только на территории России, для более широкой защиты нужно использовать международную регистрацию.