В последние годы герои советских мультфильмов переживают вторую волну популярности — но уже не только в культуре, а в бизнесе. Чебурашка, Карлсон, Винни Пух и другие персонажи (а также их крылатые фразы) стали зарегистрированными товарными знаками, логотипами брендов и даже предметами судебных споров. Рассказываем в нашей статье, как ностальгия по детству превратилась в коммерческий актив.
Чебурашка
Советские мультики были частью массовой культуры, но после распада СССР их персонажи не принадлежали конкретным правообладателям — по крайней мере, так считалось долгое время. Однако в 2000-х компании начали регистрировать образы известных героев и их фразы как товарные знаки, чтобы использовать их в рекламе, мерче и даже в пищевой промышленности.
Чебурашка — самый популярный «брендовый» персонаж. После распада СССР Эдуард Успенский создал компанию, на которую оформил авторские права. Союзмультфильм оказался против и долгое время судился с писателем. В итоге Успенский проиграл. Права на Чебурашку перешли практически полностью Союзмультфильму.
В 2022-ом суд обязал ресторан «Тебурасика» выплатить 8 млн рублей компенсации студии за нарушение исключительных прав на образ. А в 2023 году сразу два крупных маркетплейса стали фигурантами внесудебных разбирательств о торговле предметов с изображением Чебурашки. Союзмультфильм потребовал убрать контрафакт из онлайн-продажи.
Интересно, что киностудия в свою очередь проиграла в суде США дело, связанное с Чебурашкой. Американская компания LaRubInt Corp. доказала, что Союзмультфильм нарушил лицензионное соглашение. В 2016 году они подписали документ, согласно которому LaRubInt Corp. получила исключительные права на использование образов крокодила Гены, Шапокляк и Чебурашки на территории Японии, Китая, Индии, США и Канады. За три лицензионных соглашения американцы отдали $60 000. Однако позже LaRubInt Corp. узнала, что Cheburashka Project LLP продает в Японии мерч с Чебурашкой под лицензией Союзмультфильма. Теперь студии предстоит возместить убытки.
Щас спою
Не только персонажи становятся торговыми знаками, но и их фразы. Так в мультике «Жил-был пес» волк говорит легендарное: «Ты заходи, если что». Фразу решил защитить Волковский спиртзавод, под таким брендом производится, например, водка. А «Щас спою» зарегистрировал Останкинский мясоперерабатывающий комбинат.
Вовка в Тридевятом царстве
Герой часто ленится и произносит фразу, которая уже стала мемом — «И так сойдет!». Чаще всего картинки с Вовкой накладывают на фотографии откровенной халтуры или работы, которая была сделана без надлежащих усилий. Интересно, что такой бренд зарегистрирован на компанию «Коруна консалтинг».
Карлсон
Любимый многими мультгерой говорил фразу «Спокойствие, только спокойствие». Такой товарный знак принадлежит производителю лекарств «Фармамед» по классу 16 МКТУ (афиши, плакаты, бланки, блокноты и так далее). В свою очередь фраза «А мы тут, все плюшками балуемся» зарегистрирована предпринимателем из Казани.
Мультфильмы «Ну, погоди!» и «Кот Леопольд»
Волк и Заяц из «Ну, погоди!» являются объектами авторских прав Союзмультфильма. А вот Кот Леопольд не стал собственностью студии. В 2015 году компания Rubstein Properties приобрела исключительную лицензию на коллекцию мультфильмов производства объединения «Экран». Оно выпускало, в частности, и анимацию про Леопольда.
Были у компании также споры из-за персонажа. Так, компания «Просто тойс» выпускала фигурки в виде Леопольда и мышей на основании договоренности с Вячеславом Назаруком, который был художником-постановщиком оригинальных мультфильмов. Суд пришел к выводу, что истинным правообладателем персонажей все-таки выступает их создатель.
Винни-Пух
Правообладателем персонажа, которого создал Алан Милн, долгое время была американская студия Disney. Но в 2022 году лицензия истекла. В России есть также узнаваемый персонаж мультфильма. Например, в 2018 году Союзмультфильм выиграл иск об исключительном праве на использование «своего» Винни-Пуха. Так, компании «Алвега» запретили регистрировать товарный знак с узнаваемым изображение героя мультика. Бренд «Винни-Пух» также принадлежат «Союзу писателей» и ВГТРК.
А еще
В мультфильме «Падал прошлогодний снег» произносится фраза «Маловато будет!». Таким брендом владеет компания в сфере оптовой торговли «Орля».
Правообладателем Мойдодыра является правнук писателя Дмитрий Чуковский. При этом Мойдодыр не защищен авторским правом как изображение. Интересно, что внучка писателя судилась с компанией Procter&Gamble, но ей не удалось выиграть иск. Елена Чуковская подала его к производителю линейки средств для стирки и уборки «Миф». Суд посчитал, что описание Мойдодыра и изображение умывальника на упаковке — это разные вещи.
Торговый знак «Незнайка» принадлежит внуку писателя — Игорю Носову, а Котенок Гав — «Союзмультфильму». В целом, советские мультики больше не просто искусство. Это прибыльный коммерческий актив. Их герои и фразы стали частью мерчендайзинга, рекламы и поп-культуры. И пока люди помнят свое детство, бренды будут зарабатывать на этом миллионы.