Как развивалась соцсеть «Одноклассники» и что с ней происходит сейчас

ВК
Вадим Кизимов

Одноклассники — одна из ведущих социальных и контентных платформ в России и ближнем зарубежье, в настоящий момент входит в холдинг VK (ранее Mail.Ru Group). Изначально Одноклассники создавались как копия classmates.com. Со временем сайт стал одним из самых популярных в России и к 2022 году стал одним из 50-ти самых посещаемый в мире.

История

Социальная сеть «Одноклассники» (ОК) была запущена в 2006 году и с тех пор претерпела множество изменений. Какое-то время это было лишь хобби Альберта Полкова, для развития которого он использовал собственный капитал. Потом платформа начала зарабатывать первые деньги на рекламе. В начале 2007 года в Лондоне была зарегистрирована компания Odnoklassniki Ltd., а в России — открытое акционерное общество с одноименным названием. 

Летом 2007 года пользователей сайта насчитывалось уже более 4 млн человек. В том же году DST Global выкупил чуть меньше 30% компании за l7,1 млн рублей. 

Одноклассники до сих пор привлекают новых пользователей и создателей контента, в том числе за счет монетизации. Выше — показатели работы за 2023 год

Первые существенные изменения в структуре сайта и доходах произошли в 2008 году, когда соцсеть разделилась на платный и бесплатный сегменты.

В Одноклассниках ввели платную регистрацию в 2008 году для борьбы со спамом. Кроме этого, за дополнительную плату пользователям стали доступны оригинальные наборы стикеров и смайликов, можно было скрыть статус онлайн. Появились группы, а к 2009 году — лента и возможность просматривать новости друзей. 

К 2010 году владельцы снова открыли бесплатную регистрацию в сети, численность аудитории достигла 45 млн человек. Упомянутая DST Global, компания Юрия Мильнера, постепенно выкупила проект полностью. Далее с другим владельцем фонда DST, Алишером Усмановым, они объединили компании фонда в одну и зарегистрировали на Лондонской фондовой бирже под названием Mail Group. 

Функционал соцсети продолжал расширяться: Одноклассники стали одной из первых социальных сетей с видеочатом, появилась возможность загружать файлы и слушать музыку. Также у пользователей младше 13 лет в диалогах появилась «тревожная кнопка». Можно было пожаловаться на подозрительный контент и отправить сообщение в техподдержку. А там уже решали — что делать с потенциальным нарушителем дальше. 

В 2014 году произошла смена доменного имени — вместо odnoklassniki.ru стали использовать ok.ru при сохранении возможности заходить через прежний сайт. Также проводилась масштабная работа по улучшению кибербезопасности, а пользователи смогли получать вознаграждение за обнаруженные уязвимости. 

В 2017 году число пользователей превысило 330 млн человек, были запущены турниры по киберспорту. Также у сети появился собственный маркетплейс при сотрудничестве с Юлой. В 2018 году на нем стали доступны товары из Китая. Дополнительно пользователи получили возможность решать через соцсеть привычные задачи — например, заплатить за ЖКХ и детские сады.

Немало внимания в соцсети уделяли возможностям для бизнеса. В 2019 году они существенно расширились — появились рекламные кабинеты и бизнес-профили. 

Аудитория

Одноклассники называют первой социальной сетью в России. В марте 2022 года аудитория сайта существенно выросла — на 66% увеличилось число новых пользователей, а на 36% — восстановление старых аккаунтов.

Целевая аудитория соцсети — женщины и мужчины в возрасте 25-44 лет, 76% посещают Одноклассники только с мобильных устройств. Самая большая по численности аудитория — это Москва и Московская обл. При этом ОК — это не только Россия, но страны СНГ и дальнего зарубежья. Одноклассники — популярная социальная сеть в таких государствах, как Армения, Республика Беларусь, Казахстан, Германия, Кыргызстан, Молдова, Азербайджан и Узбекистан.

На фоне роста аудитории Одноклассники добавили новые функции, в основном связанные с упрощением процесса регистрации — использование Яндекс ID, возможность быстро и в любом мессенджере поделиться своим профилем, обновленная форма создания новой страницы. 

Последние изменения и технологии

Одноклассники продолжают расширять функционал. В 2023 году компания стала использовать искусственный интеллект для отслеживания и пресечения навязчивых знакомств. Это касается как ограничения деятельности киберсталкеров, так и отслеживания заинтересованности пользователя в новых знакомствах. То есть нейросеть анализирует, как разные аккаунты взаимодействуют между собой, и предпринимает те или иные меры. По результатам запуска ИИ число жалоб на навязчивых пользователей снизилось на 25%. 

Также в 2023 году обновилась лента новостей. Это основной продукт сайта, которым пользуется около 90% активных пользователей. В частности, был упрощен её внешний вид и взаимодействие с контентом. 

Для изменения общей атмосферы и среды внутри сети ОК решили отказаться от возможности оценивать фотографии других пользователей, добавив другую систему реакций. Той же цели отчасти служит сервис «Настроения», позволяющий пользователям установить публичное эмодзи с описанием о своем самочувствии и состоянии. 

Товарные знаки и другая интеллектуальная собственность для Одноклассников сейчас зарегистрирована на головную компанию VK и дочерние структуры. Например, это касается товарного знака, который защищает доменное имя ok.ru, товарного знака с логотипом соцсети — они также принадлежат ООО «ВК». 

Регистрация товарного знака

Подготовка - от 1 дня

Экспертиза - от 6 мес.

Срок действия - 10 лет

Итоги

Одноклассники как бренд прошли долгий путь и изменения в своей целевой аудитории. Какое-то время это была соцсеть с самыми новыми решениями и идеями. Позже положение сайта среди других сервисов для общения изменилось и стало менее популярным. Сейчас OK входит в проекты VK. Хотя основное внимание уделяется развитию Вконтакте, но Одноклассники также продолжают меняться и привлекать новых пользователей. Для этого соцсеть активно предлагает создателям контента возможности не только самореализации, но и заработка. 

ВК
Вадим Кизимов
126
+1
126
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.