Wildberries — один из крупнейших российских маркетплейсов. В 2023 году оборот компании составлял более 2,5 трлн рублей, выручка — 539 млрд, чистая прибыль — 19 млрд. Поступательный рост продолжился и в 2024 несмотря на все невзгоды и скандалы. За первые шесть месяцев 2024 года, по данным аналитического агентства Infoline, оборот маркетплейса превысил 1,5 трлн рублей, а доля Wildberries на российском рынке онлайн-торговли оценивалась ФАС в марте в 47%.
Что происходило с Wildberries в 2024: самые обсуждаемые новости
Пожар в Санкт-Петербурге
13 января на складе компании в поселке Шушары Пушкинского района Санкт-Петербурга начался мощный пожар. Огонь охватил 70 тысяч квадратных метров. 14 января открытое горение было ликвидировано. Маркетплейс последовательно (в течение года) выплачивал продавцам, чьи товары пострадали в пожаре, компенсации: как рассказывала сооснователь фирмы Татьяна Бакальчук (ныне Ким) в августе, пострадавшие предприниматели получили на тот момент почти 35 млрд рублей (или 95% от суммы ущерба).
В начале ноября СМИ обратили внимание на сообщение Татьяны Ким в собственном телеграм-канале: она указывала, что в компании планируют наладить производство систем автоматического пожаротушения, получить лицензию МЧС на право тушения пожаров. Также в Wildberries учредили департамент пожарной безопасности. Его возглавил полковник внутренней службы в отставке Антон Цой.
Слияние с Russ
О планах по слиянию с оператором наружной рекламы было объявлено в июне 2024 года. Практически сразу же фирмы создали отдельное юрлицо — ООО «РВБ», учредителями стали: ООО «Вайлдбериз» — доля в 65%, ООО «Стинн», являющийся одним из юрлиц ГК Russ, — 35%.
В августе это совместное предприятие приняло на себя, как отмечал Forbes, все обязательства перед партнерами и клиентами: при этом указанные субъекты были оповещены о смене юрлица заранее.
Отметим, что у Russ Outdoor выручка в 2023 году составляла 28 млрд рублей. Прибыль оценивалась в 4,9 млрд.
Бракоразводный процесс основателей
Летом 2024 года также стало известно, что основатели компании ООО «Вайлдбериз» — Татьяна и Владислав Бакальчук — разводятся.
Как отмечал «Т-Ж», 99% созданной ими фирмы принадлежало Татьяне Ким (Бакальчук). У Владислава Бакальчука был всего 1% компании. При этом именно Владислав продал свою долю в предыдущем бизнесе (интернет-провайдере UTech), чтобы вложить вырученные деньги (по разным оценкам от 3-4 млн рублей до нескольких млн долларов) в формирующийся (2006-2007) бизнес Wildberries.
Так или иначе, но публичные споры между теперь уже бывшими супругами по поводу судьбы Wildberries и ее активов шли в течение всего года.
Бакальчук в октябре, не дожидаясь решения суда о расторжении брака, сменила свою фамилию на девичью, снова став Татьяной Ким.
Финансовое состояние Татьяны Ким (Бакальчук)
Она остается самой богатой женщиной России. Ее состояние оценивалось Forbes в сентябре 2024 года в 4,1 млрд долларов (до слияния Wildberries с Russ — 7,4 млрд).
Что еще было с компанией в 2024 году?
В мае фирма:
- выпустила цифровые финансовые активы объемом 3 млрд рублей и сроком обращения 60 дней на платформе Московской биржи. Процентная ставка рассчитывалась по уровню «ключевика» ЦБ + 1% годовых. Полученные таким путем средства, отмечали в корпорации, направили на расширение бизнеса в отдаленных районах Сибири и Дальнего Востока;
- разместила на страницах своего сайта товары партнера — автомобили Lada от АвтоВАЗа. На первых порах предложение направили жителям Волгоградской области. К сожалению, данных о распространении проекта на другие регионы РФ в начале декабря 2024 — нет.
В ноябре:
- Wildberries и Russ запустили свою сеть заправок. АЗС размещаются на территории логистических центров маркетплейса. «Собственные АЗС — часть стратегии по оптимизации логистических процессов и снижению затрат на топливо». В фирме, как отмечал РБК, рассматривают возможность расширения сети, а также открытие новых точек для всех автомобилистов;
- в мобильном приложении корпорации появилась возможность потребительского кредитования. В компании указывали, что теперь пользователи могут выбрать способ оплаты «кредит» при оформлении покупок от 30 тысяч рублей в зависимости от категории товара.
Каковы успехи Wildberries в деле защиты интеллектуальной собственности в 2024?
Компания в середине года зарегистрировала свой фирменный цвет и градиент как товарные знаки. Роспатент удовлетворил заявки компании на оформление двух брендов — №1023996 (фиолетовый моноцвет) и №1023991 (градиент из оттенков — фуксия (Pantone 2395С), фиолетовый (Pantone 254C) и темно-фиолетовый (Pantone 2617С). Правовая охрана этих объектов интеллектуальной собственности осуществляется по 35 классу МКТУ.
В ноябре 2024 года стало известно, что Роспатент зарегистрировал переход прав на товарные знаки Wildberries в пользу упоминаемого ранее ООО «РВБ». Как подчеркивал Forbes, переход прав был оформлен на 28 объектов интеллектуальной собственности: сюда относятся бренды маркетплейса, его логотип и многое другое (включая, например, даже менее знаменитые «Ягодки»).
Отдельно стоит отметить IT-направление корпорации. Так, в апреле компания получила свидетельство на программу для ЭВМ. Другая программа была внесена в Реестр отечественного ПО. Вероятно, это было сделано (помимо защиты своих разработок) еще и для получения налоговых льгот.