В 2022 году ряд иностранных фирм объявили об уходе из РФ. Их долю рынка тут же заняли российские предприниматели. Некоторые из них — попытались даже оформить на себя бренды компаний, прекративших работу. Разбираемся в нашем материале, что из этого вышло.
Как перехватывали обозначения?
Тут было несколько вариантов:
- Первый — фирма из России пыталась зарегистрировать полностью дублирующий товарный знак;
- Второй — видя, что полное копирование брендов конкурентов не получается, некоторые коммерсанты начали производить «умную модернизацию». Как это может выглядеть? Вот есть обозначение Deutsche Bank, созданное когда-то Антоном Станковским. Синий цвет, квадрат и прямая линия, уходящая вверх — многолетний символ финансового учреждения. Что делают бизнесмены? Они предлагают для оформления похожее, но вместо знаменитой прямой восходящей линии — появляется изогнутая, а квадрат трансформируется в прямоугольник.
Что еще хотели зарегистрировать российские бизнесмены в Роспатенте в последние годы?
Много чего.
В списке:
Jaguar — для парфюмерии, 3D-принтеров, 3D-очков, автобусов и беспилотных автомобилей, одежды и другого;
Nestle — фирма-правообладатель после регистрации смогла бы предложить клиентам духи, комнатные аквариумы, белье и, например, живые анчоусы;
H&P;
Nivea; Dior; Chanel (в трех этих случаях, видимо, планировалось полное импортозамещение, так как был заявлен 3 класс МКТУ, то есть, иначе говоря, сфера производства духов);
Apple (здесь хотели зарегистрировать товарный знак, получив право производить ароматизаторы воздуха и иные парфюмерные средства, предусмотренные для человека);
Loui's Vuitton — пофантазируем, как хорошо и интересно звучал французский бренд, если бы его название появилось на каком-нибудь аккордеоне или барабане?
Ferrari
Nike
IBM
Panasonic
Nokia
e Bay
SONY — под этим товарным знаком вполне могли осуществлять страхование от несчастных случаев и делать игрушки
MITSUBISHI MOTORS CORPORATION
Надо признать, что большую часть из таких заявок — Роспатент все-таки отклоняет (или сами заявители отказываются от дальнейшего оформления). Однако бывают и исключения, когда дело доводят до конца.
Результат: сейчас за российскими юрлицами и ИП зарегистрированы такие бренды, как Jaguar (под этой маркой можно производить анализаторы грудного молока для медицинских целей, аккордеоны и балалайки); Sanyo (разрешено продавать акарициды, алкалоиды для медицинских целей и так далее); Kia (правообладатель может ставить этот бренд на мебель); Oracle (этот товарный знак разрешено использовать для автоматов торговых, абажуров, автобусов и ТС разного типа, изделий ювелирных, арф, барабанов); Pirelli (зарегистрирован в 31 классе МКТУ, то есть можно использовать бренд для производства продуктов земледелия и моря); Rockwell; Harrods; ИМАКС EMAX.
Кстати, говоря о регистрации брендов, необходимо отметить, что в практике бывают случаи, когда российские бизнесмены отбирают зарегистрированные товарные знаки иностранных производителей по суду.
Это произошло, например, с товарным знаком «Один» (Odin). Он принадлежал немцу Клаусу Гоббельсу (Klaus August Gobbels), который зарегистрировал обозначение для мебели и дверных доводчиков. Курганский предприниматель Артур Сафин потребовал аннулировать регистрацию, так как бренд не использовался много лет.
Аналогичная ситуация произошла и в отношении товарного знака «СОТО». Он принадлежал компании из Аргентины. Фирма заявляла, что поставлять говяжьи отруба в Россию они больше не могут, так как их действия ограничены решением властей Буэнос-Айреса. Эти доводы не были приняты судом: компания (при желании) могла в поставках не концентрироваться исключительно на говядине. Если бы бизнесмены поступили так, то товарный знак сохранился бы за ними.