Как советские власти проводили ребрендинг национализированных ими предприятий

МС
Максим Смоляров

Большевики, захватив власть в 1917 году и победив в Гражданской войне, в течение нескольких лет (до 1920 года) национализировали все основные частные предприятия. Во главе обновленных компаний поставили проверенных товарищей, отличавшихся высоким уровнем политико-идеологической подготовки. Одним из первых шагов назначенных управленцев стало переименование вверенных им фирм, дабы они не ассоциировались с царским режимом. 

Будущий «Красный Октябрь»

Фирму основал в 1851 году немец Фердинанд Теодор фон Эйнем, открыв на Арбате небольшую кондитерскую. Дальше совместно со своим товарищем Юлиусом Гейсом он построил фабрику на улице Мясницкой, начав выпуск карамели, пастилы, печенья, какао и шоколада. В 1867 году коммерсанты зарегистрировали товарный знак «Товарищество Эйнем».

Через 9 лет основатель предприятия отошел от дел, продав свою долю Гейсу. Последний не только расширил ассортимент, но и построил новые корпуса фабрики. В 1918 году предприятие национализировали, а в 1922 году переименовали его в «Красный Октябрь». 

Фабрика Станиславского

Купцы Алексеевы в столице были известны давно: в 1785 году Семен Алексеев начал производство золотой и серебряной канители (этот продукт использовался в ювелирном деле, а также декоре одежды).

Известный режиссер Константин Станиславский, к слову, происходил из династии купцов Алексеевых. Именно поэтому ему доверили руководство коммерческим предприятием в 1892 году. Станиславский развернулся: он приобрел новое оборудование и стал производить кабели для электроснабжения. Юридическое лицо имело статус товарищества «Алексеев, Вишняков и Шамшин».

После революции завод перешел в собственность государства, получив наименование «Электропровод». О том, что когда-то Станиславский успешно занимался нетеатральным делом, забыли.

«Большевик»

Французы Адольф и Эжени Сиу открыли маленькую кондитерскую в России в 1855 году. Предприятие стало семейным: их сыновья Луи, Шарль и Адольф-младший не только построили фабрику на территории сегодняшнего Ленинградского проспекта, но и основали торговый дом «С. Сиу и Ко». Братья-наследники имели хорошую деловую хватку: именно они стали первыми в России производить твердый шоколад, выпускали несколько десятков видов карамели, нуги с миндалем, конфет и многого других сладостей.

Дореволюционный фантик к фирменной конфете

К юбилею дома Романовых выпустили печенье «Юбилейное», получив почетное звание «Поставщик двора Его Императорского Величества».Об

Обложка прейскуранта недавно фабрики «Большевик»

После революции предприятия были национализированы, а руководителя фирмы выслали из страны. Фабрику переименовали в «Большевик» в 1924 году.

«Новая заря»

В 1860-хх годах в Москву приехал французский предприниматель Анри Брокар. Назвав фирму своим именем, он построил парфюмерную фабрику и начал производить мыло и духи. Особым спросом пользовалось мыло «Народное», стоившее всего копейку за кусок. В 1917 году предприятие было национализировано и переименовано.

Этикетка от пудры фабрики «Новая заря»

Компанию Брокара стали называть Замоскворецким парфюмерно-мыловаренным комбинатом № 5. Однако это название долго не продержалось: в 1922 году фирму переименовали в «Новую зарю».

Что еще национализировали и переименовали?

Шаболовский пивоваренный завод торгового дома «Карнеева, Горшанова и Ко» стал основой для фабрики «Ударница», «Товарищество А. И. Абрикосова сыновей» — в Фабрику имени П. Бабаева, мини-фабрика Леновых — «РотФронт».

Выводы

Новая власть беспощадно устраняла какие-либо упоминания о чем-то созданном капиталистами: их фабрики изымались, собственники в лучшем случае изгонялись из страны, тут же (или через некоторое время) проводился ребрендинг как продукции, так и самого предприятия. Идеологически это обосновывалось необходимостью полного отказа от «старого мира»: мы разрушим или забудем то, что было когда-то, а потом построим новое общество, где не будет классов, а все станут равны друг другу. Отъем имущества у граждан при этом никаких моральных и иных проблем не создавал: если у человека слишком много накопленного или созданного, то он, скорее всего, заработал полученное, используя труд угнетенных. Соответственно, раз наступила революция, то забрать у «капиталиста» лишнее, раздав собранное им для «пострадавших слоев», — это абсолютно правильное и законное решение.

Получился ли этот проект «передела» в полной мере?

Нет. Отобрать у профессионалов (или заинтересованных в своем деле людей) и поделить (передать кому-то) — это всегда утопия. Назначенный на производство человек (гражданин, который к делу не имеет никакого формального или юридического отношения) никогда не будет работать столь же эффективно, как его предшественник-собственник.

Именно поэтому до конца советской власти ряд предприятий, созданных или национализированных большевиками, рассматривались как «планово-убыточные».

После рыночных реформ 90-хх годов, когда государство перестало прикрывать возникающие финансовые прорехи, некоторым предприятиям, ведущим свою историю еще с дореволюционных времен, пришлось закрыться или поменять профиль. 

Но некоторые сумели не только выжить, но и преуспеть. Фабрика «Красный Октябрь» — самый яркий на то пример. Ее акции даже котируются на Московской бирже. Компания активно защищает свою интеллектуальную собственность и регистрирует новые товарные знаки. Иной раз даже на китайском языке! 

  Зарегистрировать свой товарный знак вы можете здесь. И не забудьте применить купон JOURNALTRADEMARK. Он даст вам скидку в 10% на регистрацию.   

МС
Максим Смоляров
711
+1
711
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.