Как «Союзмультфильм» не дает в обиду своих персонажей

Любовь Шелонина

Наивные, добрые, смешные, но передающие глубокий смысл анимационные картины, на которых воспитывалось не одно поколение юных зрителей, создал «Союзмультфильм». В 1936 году несколько творческих мастерских объединили в «Союздетмультфильм», годом позже ставший просто «Союзмультфильмом». 

Поначалу студия подражала «Диснею»: советские аниматоры рассказывали, что обучение велось по американским пособиям, а копировали не только конвейерную технологию производства с разделением труда, но и стилистику движений героев. В первом мультфильме «В Африке жарко» безошибочно узнаваем почерк «Диснея».

Со временем мастера освоили новые жанры и техники, покорив сердца не только соотечественников, но и зарубежных зрителей. После успеха в Венеции «Снежной королевы» в 1957 году Папа Римский призвал паству смотреть советские мультфильмы, «самые гуманные в мире, пробуждающие в детях сочувствие, покровительство немощным и доброту». 

Многие из работ вошли в золотой фонд мировой анимации и получили международные награды. За время существования «Союзмультфильма» выпущено более 1,5 тысяч мультипликационных фильмов в разных жанрах и художественных техниках: кукольной, пластилиновой и рисованной. Продукция студии стала неотъемлемой частью отечественной культуры. 

Компания бережно относится к своей интеллектуальной собственности, регистрируя персонажей и названия проектов в качестве товарных знаков, и на сегодняшний день только у основного юридического лица студии их несколько десятков. 

Так же, как и «Дисней», «Союзмультфильм» регулярно сталкивается с воровством своих героев: в прошлом году киностудия подала более 5 тысяч исков о защите авторских прав. Наиболее частые факты неправомерного использования связаны с котенком Гавом, Чебурашкой, крокодилом Геной, жителями деревни Простоквашино, героями «Ну, погоди!» и волком из мультфильма «Жил-был пес». 

Средний размер штрафа по делам киностудии – 50 тысяч рублей, однако это далеко не предел. Так, за образы Чебурашки и крокодила Гены бар «Тебурасика» выплатил «Союзмультфильму» аж 8 млн рублей, сменив название на «Тебураси бар» и убрав изображения героев мультфильма из меню, символики и полиграфической продукции. 

По словам руководителя юридического управления киностудии, поводом для обращения в суд является отказ от прямого диалога, но в целом создатели мультфильмов открыты к переговорному процессу и индивидуальной работе с каждым производителем. 

При использовании чужого товарного знака итог предсказуем, но как действовать компаниям, которые лишились собственных зарегистрированных наименований? На практике ожесточенный спор развернулся вокруг Умки, когда коллегия Роспатента признала недействительным предоставление правовой охраны нескольким товарным знакам, в которых упоминался белый медведь.

«Умка» нижегородского производителя бытовой химии, косметики и аксессуаров «Белая мануфактура», «Умка-Конти» курской кондитерской фабрики, выпускающей одноименные шоколадные конфеты, «Русхимтэк» с его жидкостями для омывателя автомобилей, киевский производитель теплоизоляционных смесей Umka, интернет-магазин «Умкина Берлога» из Иваново, новосибирский центр родительской поддержки «Умка XXI век» и летний лагерь в Красноярске UMKA Camp по-разному восприняли новость. 

Некоторые бывшие владельцы товарного знака пытаются оспорить решение, ссылаясь на то, что «умка» – словарное слово, заимствованное из языка северных народов и означающее самца белого медведя, а значит и зарегистрировать его можно. Вернуть название помогут опросы и лингвистические исследования, «Союзмультфильм» же готов к досудебному урегулированию путем заключения лицензионных договоров.

Споры об интеллектуальной собственности выходят и на международный уровень. Латвийский детский канал использовал в качестве логотипа главного героя мультфильма «Приключения пингвиненка Лоло», что не могло ускользнуть из поля зрения юристов «Союзмультфильма». Судебные тяжбы длились несколько лет, но родиной пингвиненка осталась Россия. Чего не скажешь о другом популярном персонаже – Чебурашке.

Двадцать лет назад на Токийской международной ярмарке анимации японская фирма SP International приобрела права на распространение мультфильмов о Чебурашке до 2023 года. Как итог – у российской и японской сторон возникли разногласия по вопросу срока действия договора и его условий, а «Союзмультфильм» предпринимал попытки вернуть права на персонажа. Нынешний год станет переломным для очаровательного ушастика, поскольку действие договора подходит к концу.

Надолго запомнилось «Союзмультфильму» и противостояние с детским писателем Эдуардом Успенским, создавшим, в числе прочих, историю о дяде Федоре и деревне Простоквашино. Киностудия решила снять продолжение мультфильма – сериал «Новое Простоквашино», и этот факт не устроил автора, посчитавшего, что у «Союзмультфильма» нет права писать сценарии и снимать мультфильмы с героями его литературных произведений. Успенский написал открытое письмо президенту России Владимиру Путину и заявил о намерении подать иск в суд.   

Исход истории оказался благополучным: «Союзмультфильм» и писатель заключили сделку о правах на анимационных героев. По условиям договора Эдуард Успенский не мог самостоятельно ​выдавать разрешения на использование этих произведений и товарных знаков другим лицам, а студия обязалась выплачивать автору роялти от получаемых при использовании лицензий доходов. 

Примечательно, что это не единственный спор с писателем. В 2018 году Палата по патентным спорам приняла сторону «Союзмультфильма», возмутившегося посягательством на анимационных персонажей. Киностудия обладает исключительным правом на «Золотую коллекцию» из мультфильмов «Крокодил Гена», «Чебурашка», «Шапокляк» и «Чебурашка идет в школу», только данные знаки были зарегистрированы на ООО «Чебурашка», принадлежавшее Эдуарду Успенскому и по документам предоставлявшее вспомогательные услуги бизнесу по продаже лицензий на товарные знаки. 

«Студия указывает на тот факт, что персонаж аудиовизуального произведения, его узнаваемость и последующая популярность – результат комплексной работы авторов литературной основы, художников, аниматоров, актеров, и, по логике и сложившейся общемировой практике, держателем прав на его использование является именно студия-производитель, которая организует работу над мультфильмом и выплачивает вознаграждение всем авторам, принявшим участие в создании образа. Эта позиция неукоснительно соблюдается “Союзмультфильмом”, выплачивающим денежные средства по каждому контракту, в том числе автору литературного произведения», – объяснил юрист студии Антон Стружков.

Аналогичную позицию суд занял в споре о товарном знаке «Матроскин», который был зарегистрирован ООО «АльтерВЕСТ XXI век» (компания приобрела право на использование образа у Эдуарда Успенского).

Опыт «Союзмультфильма» по защите интеллектуальной собственности в виде многочисленных исков еще раз призывает к ответственности компании, использующие зарегистрированные товарные знаки в собственных интересах. Прежде чем создать какой-либо продукт с использованием персонажей мультфильмов, стоит подумать о возможных последствиях. 

Любовь Шелонина
300
+1
300
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.