Как создавались бренды отечественных СМИ

МС
Максим Смоляров

В 90-е началась волна образования новых и переформатирования старых СМИ.

В результате на российском медиарынке сформировалось три большие группы изданий: первая — имеющие мощный советский бэкграунд («Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Известия», «Аргументы и факты», ИТАР-ТАСС), вторая — явно-новые (НТВ, «Ведомости», РБК) или открытые заново (Ъ), третья — зарубежные (Forbes).

Расскажем об основных брендах каждой группы отдельно.

Советские СМИ в современной России

«Комсомольская Правда». Холдинг, включающий сейчас сайт, газету и радио, был основан в 1924 году, когда делегаты съезда Российской коммунистической партии (большевиков) приняли решение о создании молодежной газеты. 13 марта 1925 года утвердили название и назначили первого главного редактора. Газета привлекала лучших журналистов того времени. Штатным сотрудником «КП» был даже Владимир Маяковский. На страницах издания публиковались очерки Аркадия Гайдара, а также главы романа Александра Фадеева «Молодая гвардия».

В «Большой советской энциклопедии» (1973) указывалось, что «КП» — это СМИ преимущественно молодежное (газета учила применять передовые методы труда в сельском хозяйстве, промышленности, уделяла большое внимание вопросам литературы и искусства, эстетическому воспитанию юношества). В 90-е «КП» стала независимым. 

«Московский комсомолец». Сначала (1919-1929) издавалась под брендами «Юный коммунар», «Юношеская правда», «Молодой ленинец». Известное сегодня название «Московский комсомолец» получила 1 сентября 1929 года. Выпуск газеты, ориентированной в советское время только на Москву и Подмосковье, несколько раз приостанавливался: в первый раз это произошло в 1928-1929 годах, во второй — с 1930 по 1939 годы, в третий — с 1941 по 1945 год. 

МК активно набирал популярность в 50-70-х. 

В 70-х в газете появилась рубрика «Звуковая дорожка».

«… это была самая большая газетная сенсация. «Московский комсомолец» тогда был органом МГК и МК ВЛКСМ, региональной городской газетой с тиражом 100000 экземпляров — больше нельзя было выпускать. И вдруг там появилась рубрика, где впервые в Советском Союзе начала печататься информация о музыкальных коллективах, в том числе зарубежных, о которых не рассказывало ни телевидение, ни радио», — писал позже Артур Гаспарян. В 90-е «МК» трансформировался в общефедеральную газету.

«Известия». Первый номер вышел 13 марта (или 28 февраля — по старому стилю) 1917 года в Петрограде.

Газета считалась авторитетным правовым медиа большевиков: на страницах публиковались основные правительственные документы, постановления (включая, например, Декреты о земле и о мире). В течение последующих 70 лет газета переживала как периоды расцвета, так и некоторые падения. Наибольшего размаха «Известия» достигли при Алексее Аджубее (зяте Никиты Хрущева).

Николай Долгополов в «Российской газете» вспоминал: «У нас в доме, и не только у нас, Аджубея боготворили, считая, что именно он продвинул «Известия», да и всю советскую журналистику на десятилетия вперед. Конечно, великому рывку помогло и семейное положение зятя, которому никто не только из журналистов, но и высоких идеологов, перечить не смел».

В 90-е — «Известия» приватизировали. У издания в портфеле 9 брендов

«Аргументы и факты». Газета стала выходить в 1978 году. Изначально действовала как методическое пособие для лекторов: в СМИ публиковали статистические данные, выдержки из зарубежной печати, какие-то интересные факты, которые не размещались официально. В формате еженедельной газеты «АиФ» начал существовать только в 1980 году. При этом в розницу он не продавался, подписка была ограничена в первую очередь политинформаторами. В 90-е газета стала работать на основе принципов гласности: ее тиражи достигли 33,5 млн экземпляров (что даже было зафиксировано Книгой рекордов Гиннеса).

ТАСС. Это ведущее международное информационное агентство было создано еще в царской России (1904 год). Изначально называлось Санкт-Петербургским телеграфным агентством (после переименования северной столицы — Петроградским). В 1918 году произошло слияние агентства и Бюро печати при ВЦИК —  новое учреждение получило название Российского Телеграфного агентства при Всероссийском Центральном Исполнительном комитете (РОСТА). 

Свое знаменитое название ИА получило лишь в июле 1925 года: Президиум ЦИК и СНК учредили Телеграфное агентство Союза Советских Социалистических Республик. В 90-х название СМИ модифицировалось: оно стало называться Информационное телеграфное агентство России (при этом приставка ТАСС осталась). В 2014 — фирма начала активное продвижение бренда ТАСС. 

Регистрация товарного знака

Подготовка - от 1 дня

Экспертиза - от 6 мес.

Срок действия - 10 лет

Новые СМИ из 90-х

Коммерсантъ. Организован в 1989 году Владимиром Яковлевым. Считает себя правопреемником издания, выходившего в Российской империи в 1909-1917 годах. Яковлев, рассказывают современники, для раскрутки СМИ собрал коллектив профессионалов (Андрей Колесников, Валерий Дранников и другие). В конце 90-х управление газетой несколько раз переходило из рук в руки.

О некоторых принципах работы издания рассказывалось позже в историческом очерке: «Особая тема — заголовки. Они обязаны были привлекать внимание. В старой советской журналистике главным требованием к заголовку были благонадежность и благолепие. В этом смысле самым проходным заголовком мог считаться, например, такой: «Речь тов. Лигачева на XIX пленуме КПСС». Лишь молодежно-комсомольские издания могли позволить себе подпустить романтики, и тогда в заголовках появлялись всякие «синие небеса», «алые паруса» и проч. Однако читатели «Коммерсанта» ценили свое время и желали сразу понимать, о чем идет речь в статье».

«Ведомости». Создана в конце 90-хх зарубежными партнерами (издательский дом Independent Media совместно с Financial Times и The Wall Street Journal). Первый главный редактор издания позже рассказывал, что в штате газеты было всего 33 человека. В середине 2010-х изданием газеты «Ведомости» стали заниматься исключительно российские компании. В портфеле собственников 9 одноименных зарегистрированных в Роспатенте брендов в разных классах МКТУ.

РБК. Информационное агентство было создано в июне 1993 года. В 1995 РБК получил свой интернет-сервер, организовал региональную корреспондентскую сеть. В 1996 — запустило информационную онлайн-систему, показывающую ход торгов на бирже. В 1998 году количество клиентов РБК превысило 2 тысячи компаний. Собственники корпорации начали активное расширение: были созданы круглосуточное информационное агентство и телеканал, появились газета и журнал. Акции стали торговаться на Мосбирже. Портфель компании — 11 брендов. 

Еще одно СМИ, о котором следует сказать особо, — «Сноб». Журнал был создан Владимиром Яковлевым в 2008 году. Бывший главный редактор издания Сергей Николаевич рассказывал, что наименование СМИ было воспринято критично среди интеллигенции.

«Помню, как Катрин Денев, услышав название журнала, которое я представлял, со всей своей прямолинейностью воскликнула: «Какое ужасное название!» Под конец нашего разговора она чуть расслабилась и, чтобы сгладить первую реакцию, призналась: «На самом деле быть снобом совсем не плохо. Они выбирают только лучшее». Думаю, это и является ДНК «Сноба»: выбирать лучшее, ценить лучшее, награждать и поощрять лучшее», — указывал он.

Зарубежные СМИ, пришедшие на российский рынок

Forbes. Основан в начале 2000-х. Журнал придерживается американского формата работы в стиле создания текстов. Как рассказывал один из первых редакторов, принципами работы российского подразделения Forbes было то, что любая опубликованная статья должна быть понятна для читателей, иметь выводы и надежную фактологическую основу.

«… из каждого [материала] читатель должен вынести какой-то урок. Пусть это будет одно предложение или одна мысль. А иначе зачем писать?» — отмечал он.

МС
Максим Смоляров
288
+1
288
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.