Как создавались российские аптечные бренды

МС
Максим Смоляров

Большинство российских аптечных сетей были созданы в конце 90-х годов прошлого века. Их появление связано либо с энтузиазмом отдельного самостоятельного бизнесмена-провизора, либо с расширением деятельности крупных фармкомпаний.

При этом стратегия развития создаваемых сетей в любом случае включала несколько этапов:

  • формирование первых аптечных точек, выбор маркетингового направления;
  • на основе полученного капитала — активное расширение (в том числе приобретение потенциальных конкурентов в других регионах);
  • последовательное удержание позиций за счет создания новых форматов продаж, запуска сопряженных брендов.

«Ригла»

История сети аптек «Ригла» началась в 2001 году, когда один из крупнейших российских дистрибьюторов фармакологических препаратов «ЦВ Протек» открыл первые магазины в Москве на Красной Пресне и в районе Белорусского вокзала. Тогда же была подана заявка на регистрацию одноименного товарного знака. 

Руководство компании, увидев перспективность этого направления, разработало соответствующую маркетинговую стратегию.

Ей сопутствовал успех. В 2002 году сеть аптек, охватывающая Москву и Саратов, насчитывала уже 25 точек. В 2004 году «Ригла» вошла в ТОП-5 крупнейших российских аптек.

В 2006 провели ребрендинг, в основе которого — идея, что каждый человек может и должен жить полнокровной и гармоничной жизнью, чувствуя себя здоровым и привлекательным, а сеть «Ригла» квалифицировано помогает в этом. Тогда же новый логотип оформили как товарный знак

В 2009 «Ригла» вышла на рынок корпоративного лекарственного страхования.

В 2010 появились препараты под собственной торговой маркой.

В 2013 — запустили франчайзи-программу, а уже в 2014 сеть пополнилась 1000-м магазином.

Отметим, что «Ригла» параллельно со своим расширением занималась развитием сопряженных брендов.

  • В 2003 компания создала сеть аптек в шаговой доступности от дома под товарным знаком «Будь Здоров»;
  • В 2010 приобрели аптеки «Живика»;
  • В 2021 — появилась «Здравсити Аптека» (при этом часть аптек «Живика» перевели под этот формат).

Как «Ригла» выживает в столь конкурентной среде российских аптек?

Некоторыми внутренними секретами поделился генеральный директор фирмы Александр Филиппов в интервью РБК в 2015 году. Например, руководитель корпорации заявил, что убыточные аптеки внутри сети закрываются без проблем: «Мы закрываем их не только из-за убыточности, но и, например, потому, что не согласились на новые арендные ставки, где-то нас выжили конкуренты. Если рынок станет жестче и убыточных аптек будет больше, значит, будем закрывать и их. Я вообще не понимаю, почему многие наши коллеги на фармацевтическом рынке с таким упорством держат убыточные аптеки».

Регистрация товарного знака

Подготовка - от 1 дня

Экспертиза - от 6 мес.

Срок действия - 10 лет

АСНА

Компания была создана в 2004 году в Москве. Позиционировалась как управляющая фирма, объединяющая 176 аптек. Два года спустя была подана заявка на одноименный товарный знак

В 2012 корпорация вышла за пределы Садового кольца, соединяя региональные фармацевтические сети в сегменте небольшой и среднесетевой розницы.

Как рассказывал управляющий партнёр компании, кандидат медицинских наук Александр Кондратьев, «Ассоциация [Независимых Аптек] была призвана дать небольшой рознице возможности, уравнивающие её с федералами, повысить доходность небольших аптек и развиваться вместе с ними. В дальнейшем наша компания из Ассоциации трансформировалась в холдинг, состоящий из нескольких направлений — продвижение брендов производителей, дистрибьютора, франчайзинговой аптечной сети, IT-компании и центра обучения».

Особенность АСНА в том, что аптеки-партнеры не принадлежат фирме. Самостоятельные аптечные сети «подключаются» к системе, участвуя в реализации скидочных акций и дисконтных программ производителей.

Сеть «36,6»

Сеть была задумана Сергеем Кривошеевым и Артемом Бектемировым в конце 90-х. Инноваторы решили применить к хаотичному тогда аптечному рынку идеи современного ритейла (брендинг и продуктовую матрицу, открытую выкладку и собственные торговые марки). Бизнесмены для разработки концепции бренда привлекли даже международную консалтинговую компанию МсKinsey. 

И после этого успешно стартовали. 

Владельцы, открыв первые точки, начали искать деньги для развития. Они брали кредиты, выпускали облигации, а в 2003 году впервые в России вывели часть акций своей компании на биржу. Тогда же была подана заявка на регистрацию бренда

Журналы оценивали экспансию «36,6» как настоящий ураган. В 2005-2007 годах фирма скупила почти 800 провинциальных аптек, а также открыла более 300 новых точек. К 2007 количество аптек оценивалось уже в тысячу.

В 2012-2013 — «36,6» объединилась с сетями «Горздрав» и «A.V.E». 

Сразу после этого началась реструктуризация компании: так, например, собственники бизнеса купили российский бизнес финского дистрибьютора Oriola KD, продали непрофильные активы и некоторые региональные сети. 

В 2015-2016 компания приобрела аптечную сеть «А5», а также не забывала проводить ребрендинг, каждый раз регистрируя новые логотипы как товарные знаки. 

Сейчас Сеть «36,6» имеет стабильные финансовые показатели. Данные за 2022 год показывают, что общая выручка предприятия составила 67,3 млрд рублей (прирост по сравнению с 2021 годом оценивается в 26,5%). Количество аптек группы — 1814 (+12,3% год к году), из них 218 аптек — это абсолютно новые точки.

«Апрель»

Сеть аптек «Апрель» была создана в 2000 году в Краснодаре. Ее основатель — Вадим Анисимов. Тогда же подана заявка на регистрацию одноименного товарного знака. 

Его стратегия — открытие собственных новых аптек, поглощение других сетей и выстраивание модели лоукостера в аптечной сфере.

Развивается эта фирма явно по экспоненте: если в первом квартале 2022 года количество точек оценивалось в 3438, то сейчас их уже более 7400.

Особенностью компании является то, что клиент может купить карту лояльности, оформив подписку «Апрель», и получать скидки на основные товары в сети.

Интернет-аптеки

ЕАПТЕКА

Создателями интернет-аптеки подобного профиля стали бывшие владельцы аптечной сети «А5». Основными партнерами компании выступили на первом этапе единичные магазины подобного профиля и небольшие сети (до 20 точек).

В 2020 году Сбербанк и Группа компаний «Р-Фарм» объявили о покупке по 45% акций компании, 10% фирмы осталось за основателем и генеральным директором Антоном Буздалиным. Сбер вложил в приобретенную фирму 5,7 млрд рублей, сделав ее частью своей экосистемы.

В 2022 году в отношении Сбера были введены санкции. И СберЕаптека переименовалась обратно в ЕАПТЕКУ.

Сейчас она — один из крупнейших в России аптечных интернет-сайтов с ассортиментом более 50 тысяч товаров. ЕАПТЕКА работает в более чем 70 городах страны. Ежедневно сервисом пользуются 7 млн человек.

Аптека.Ру

Создана в 2013 году оптовым фармацевтическим дистрибьютором «Катрен». Сервис предусматривал возможность онлайн-заказа товара и получение его в аптеке-партнере компании. Эта концепция, представленная «Катрен», оказалась выигрышной. В 2016 году количество магазинов-партнеров фирмы оценивалось в 13 300 по всей стране, средний чек составлял чуть больше 1500 рублей. 

В середине 2023 года материнская фирма отчиталась о том, что за все время существования сервиса им воспользовались 19 млн 736 тысяч 122 человека, они сделали более 174 млн заказов. Партнерами сервиса стали 34 622 аптеки по всей стране.

Разумеется, это не все аптечные сети, о других мы расскажем в нашем следующем материале. 

МС
Максим Смоляров
477
+1
477
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.