Главное

Как создавались российские бренды обуви

МС
Максим Смоляров
Как создавались российские бренды обуви

Все отечественные бренды обуви можно разделить условно на две большие группы: первая — это те, которые были созданы в царской России или в СССР, а после 90-х — прошли этап приватизации; вторая — предприятия, инициаторами возникновения которых стали бизнесмены новой формации.

Расскажем о некоторых из них.

Фирмы с вековой историей

Московская обувная фабрика «Парижская коммуна». Основана в 1922 году, когда трест «Москож» объединил несколько небольших полукустарных компаний в здании бывшей Михайловской мануфактуры в Замоскворечье. Подобная инициатива помогла создать в Москве Первую Государственную фабрику механизированного производства обуви. Сейчас «Парижская коммуна» — это промышленно-торговый холдинг.

Фабрика детской обуви «Скороход». Создана в конце XIX века. Название для фабрики придумал народ. В 1884 году компания стала производить обувь «Реформа» — легкие летние туфли на низком каблуке. Их как раз и прозвали «скороходами». С 1910 года — слово «Скороход» появилось на официальных вывесках. В 1919 фирму национализировали. В 90-е фабрика оказалась в тяжелой финансовой ситуации. В 1998 — из «Скорохода» выделилось подразделение, занимающееся исключительно детской обувью.

Особняком в этом списке стоит популярный советский бренд кроссовок «Два мяча» (СССР-Китай). Эта спортивная обувь впервые появилась на отечественном рынке в 1965 году. Одновременно власти установили ГОСТ 9155 на «Обувь спортивную резиновую и резинотекстильную». До конца 70-х кеды — это самое желанное приобретение для совеских подростков. Кто только не носил их! И Юрий Гагарин, и Виктор Цой, и Сергей Белов, и Электроник в знаменитом фильме, и даже Волк из «Ну, погоди!». В 80-е звезда «Двух мячей» практически погасла. 

Популярный бренд возродили в 2016 году в новой России. Обувь делают теперь в Китае. Создатель новых «Двух мячей» Евгений Райков даже был вынужден переехать в КНР, выучить там язык, чтобы лично контролировать весь процесс производства.

«Чтобы сделать качественный продукт, нужно потратить очень много времени. Не думайте, что производство в Китае — это просто. У меня тоже поначалу были розовые очки. Думал, что отдам все файлы и лекала, а через месяц получу готовый продукт. Далеко не так. История с производством — долгая, длиною в целую жизнь. Я изначально отправился в Китай на две недели. Все образцы были готовы, я привез с собой колодки, стельки, которые Московская фабрика ортопедической обуви сняла с образца оригинальных кед, — в общем, всю конструкцию. С первого раза ничего не получалось. Подошвы переделывали восемь раз, стелек было десять версий, и так с каждой деталью. Пришлось разбираться во всем самому, и я остался там на два года», — говорил Райков.

Компании, созданные в 90-е

Ralf Ringer (бывший ТД Белка). Создатель фирмы — Андрей Бережной. Бизнесмен первоначально занимался поставками обуви из Индии, но потом выступил с инициативой организовать производство под собственным брендом. В 1995 это было осуществлено в тестовом формате (сама обувь еще не имела столь узнаваемого сейчас обозначения).

Первая партия ботинок Ralf (слово Ringer присоединилось к бренду позже) сошла с конвейера лишь в сентябре 1996 года. Объем выпуска составлял всего 30 тысяч пар. Дальше — началось активное расширение:

  • в 1997 году компания выкупила производственные активы фабрики «Буревестник»;
  • в 1998 году подается заявка на регистрацию товарного знака Ralf Ringer (впоследствии регистрируются и другие знаки);
  • объемы производства постоянно росли: в 1999 фирма отчиталась о 180 тысячах выпущенных пар, в 2002 — о 540 тысячах, в 2004 — заявили о миллионе, в 2016 — о почти 2 млн.

Производимую обувь распространяли через собственную фирменную розничную сеть, которая в 2015 состояла более чем из 120 магазинов, в 2018 их уже было 150, в 2019 — 161.

Carlo Pazolini или просто Pazolini. Фирма была основана в 1990 году Ильей Резником. Маленький семейный бизнес по пошиву обуви со временем разросся до гигантских масштабов. Одним из синонимов успеха стало то, что предприниматель связал свой бренд с Италией: там же, кстати, и производилась первоначально обувь. Затем Резник перевел свое дело в Россию, а после экономического кризиса 1998 года — в Китай. Carlo Pazolini в 2010 году успешно дебютировала в Милане, в 2011 — в Венеции. В 2016 году компания столкнулась с финансовыми трудностями. Кредиторы потребовали с управляющей компании «Анта» деньги в суде. Этот юридический спор закончился для управляющей фирмы неблагоприятно, ее признали банкротом. Новые владельцы Carlo Pazolini в это же время провели ребрендинг, сократив наименование и изменив логотип. 

Befree. Бренд был создан компанией ООО «Курт Келлерманн Санкт-Петербург» (эта корпорация являлась дочерней фирмой ЗАО «Первомайская заря»). Основная специализация Befree — женская и мужская одежда, обувь и аксессуары. Марка Befree входит в состав группы компаний Melon Fashion Group (ей принадлежат также бренды Love Republic, Zarina и Sela). География Befree — 255 магазинов в России и странах СНГ (Беларусь, Армения и Казахстан). В качестве товарного знака Befree был оформлен в 2002 году. 

T.Taccardi. Бренд, активно продвигаемый на российском рынке фирмой Kari, полностью китайского происхождения. T.Taccardi был основан в 2011 году, товарный знак оформлен в 2013. Задержки в предоставлении юридической защиты бренда были вызваны претензиями Роспатента, который указывал на определенное сходство наименования с Trussardi. Компания смогла устранить противоречия, доказав, что T.Taccardi — это псевдоним дизайнера Эудженио Марраподи, с которым фирма сотрудничает на постоянной и эксклюзивной основе.

BBR. Компания основана в 1989 года Василием Юдиным. Предприятие, созданное бизнесменом в формате обувной мастерской, расширилось за несколько лет. С 2015 — фирма торгует продукцией без посредников. В 2017 — в центре Санкт-Петербурга и Москвы появились первые шоу-румы. В 2018 — интернет-магазин. Активно развивается и представительство компании в соцсетях: во «ВКонтакте», например, корпорация имеет более 50 тысяч подписчиков. 

Kari. Создана бывшим руководителем «Эльдорадо» Игорем Яковлевым в 2012 году. Всего за год с небольшим он открыл 480 обувных магазинов Kari в разных странах мира (Россия, Казахстан, Польша). По данным на апрель 2022, Kari — это 1270 торговых точек в более чем 600 городах. Компания занимается распространением обуви и под своим собственным брендом. Как указывает сайт relook, главный используемый материал — высококачественная искусственная кожа. К слову, штаб-квартира фирмы зарегистрирована в оффшоре на острове Мэн. Так что юридически это не совсем российская компания. 

Zenden. Предприятие создал Андрей Павлов.

О своем старте бизнеса рассказывал так: начинал с небольшого лотка обувью, потом – поставил в «Лужниках» первый грузовик и нанял продавцов, провел активное расширение.

Марку Zenden придумал в 1998 году так: «Сидел в Париже, смотрел матч чемпионата мира по футболу с участием голландской сборной, в которой играл полузащитник по фамилии Зенден…». Бизнесмен не стал откладывать регистрацию бренда в долгий ящик и оформил на свое имя товарный знак. А за ним пошли и другие бренды. 

С тех пор компания раскрутилась, поглотив конкурентов (Thomas Munz, Mascotte и Alba). В 2016 году сообщалось о том, что выручка фирмы оценивалась в 19,5 млрд рублей (выше — только у Kari), в 2022 — 21 млрд.

Zenden насчитывает больше 250 магазинов, в которых торгуют не только собственными марками, но и некоторыми зарубежными. Компания наладила прочные экономические связи с Китаем.

Sigma — отечественная спортивная обувь. Фабрика, на которой выпускались кеды, открылась в Пскове в 2010 году. Производители ставили перед собой амбициозную цель: произвести качественный товар по адекватной цене. Компания не отказывалась и от инноваций. Sigma одной из первых включила в силуэты тройную стельку. Считается, что она снимает нагрузку с коленей, создает эффект ортопедической обуви и дает экстракомфорт при длительной носке.

Выводы

Как мы видим, брендирование обуви соответствует следующим трендам:

  • Фирмы с устоявшимися товарными знаками не меняют свои наименования, оставаясь верными сформированному стилю и позитивной практике использования в советское время;
  • Новые корпорации стремятся модифицироваться под зарубежные тренды (преимущественно — итальянские, английские или американские). Они ориентируются на молодую аудиторию.

Основатель Zenden признавался в интервью «ДП»: «… мода на иностранные названия для российских обувных компаний пошла с тех же девяностых годов. Это не слишком патриотично, но на туфли Carlo Pazolini народ всегда реагировал лучше, чем на продукцию фабрик «Скороход» или «Парижская коммуна». Benelli, Bonetti, Vasconte, Via Uno, Royal, Mantini, Enrico, Ralf…».

МС
Максим Смоляров
1123
+1
1123
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.