Главное
Аналитика

Как создавались угги и как защитили их дизайн и бренд

МС
Максим Смоляров
Как создавались угги и как защитили их дизайн и бренд

По мнению историков, обувь угги впервые появилась в Австралии еще в начале XX столетия. Считается, что ее использовали местные фермеры, страдавшие от сырого климата в некоторых регионах страны-континента: чтобы ноги были всегда в тепле — на них натягивали высокие ботинки из овчины с мехом внутри.

Внешний вид угги был неказистым. Поэтому, по одной из версий, название для этих сапог восходит к английскому «ugly», переводимому как «безобразный» или «неприятный». Некоторые филологи, правда, называют иное слово-первоисточник: они подчеркивают, что термин «угги» мог появиться благодаря пилотам ВВС, которые частенько использовали эту теплую обувь по назначению: в кабине самолета бывало очень холодно, чтобы не застудить себя в длительных перелетах — требовались хорошие ботинки. Ими и стали сапоги из овчинного меха. Соответственно, возник и термин «flying uggs». 

Так или иначе, но в 1933 году угги стали производить уже массово: в Голубиных горах (это возле Сиднея, что в Австралии) открылся первый завод. Затем — стали появляться и другие. Популярность обуви была такая, что в 70-е на нее обратили внимание серферы. Они, стоя в холодном океане на досках, часто болели. Чтобы защитить свое здоровье, спортсмены, выходя из воды, надевали угги.

Именно серферы и стали популяризаторами этой обуви в международном масштабе. Правда, этот процесс шел не без проблем…

Первым идею продвинуть угги на мировой рынок попытался реализовать серфингист Шейн Стедман. В 70-х он начал торговать угги под маркой UGH Boots. Такое странное название проекта было обусловлено тем, что не все, увидевшие угги в первый раз, были в восторге от их внешнего вида. Сначала все они (или большинство из них) произносили только одно слово: «UGH!», что и стало брендом.

Надо ли говорить, что проект Стедмана не смог эффективно продвинуться...

Совсем другая ситуация была у серфингиста Брайана Смита и его партнера Дуга Дженсена. Они, решив торговать угги, зарегистрировали на себя торговую марку «UGG Imports». Постепенно дороги соратников разошлись: Дженсен ушел из бизнеса, а Смит — не только остался, но и смог продвинуть внешне неуклюжую обувь на прилавки магазинов.

Дальше — больше.

Медленно, но верно угги завоевывали рынок. Они были дешевы, а их реклама стала появляться в многочисленных американских журналах, специализирующихся на серфинге. Эта ставка стала выигрышной для бизнеса.

В 1985 году Смит на волне успеха регистрирует торговую марку «UGG» на территории США.

Что происходило после?

В 90-е — угги становятся модной фишкой для большинства актеров. Памела Андерсон, снимаясь для ныне подзабытого сериала «Спасатели Малибу», на пляже за кадром постоянно носила эту обувь. Актрису фотографировали папарацци и размещали контент в модных журналах и желтых газетенках. Как только изображения Андерсон попали в глянцевые журналы, так угги сразу стали символом, увеличив доходы компании, которая их производила.

Андерсон, кстати, была не единственной звездой, которая носила угги. Обувь использовали: Хью Джекман, Опра Уинфри, Сара Джессика Паркер, Шарлиз Терон и многие другие.

Что стало с руководителем фирмы?

В 1995 году Смит ушел с поста, продав свое детище Deckers (ему принадлежали бренды Teva, Hoka One One и многие другие). За сделку он получил 14,6 млн долларов и эксклюзивное право на три пары сапог ежегодно.

После ухода основателя фирма продолжила свое развитие. Она активизировала коллаборации со звездами и маркетинговые акции на территории США.

Но — проблемы с интеллектуальной собственностью у данного вида обуви остались…

Основная причина — то, что угги в Австралии считаются местным производством, а слово «УГГ» — это в целом название сапог, сделанных из овчины с шерстью внутри. Соответственно, регистрировать товарные знаки со словом «угги» на Зеленом континенте нельзя, торговать же этой обувью может любой бизнесмен.

Вполне очевидно, что такая ситуация (когда в США и 130 странах мира — бренд «угги» принадлежит вполне определенной компании, а в Австралии — является общеупотребимым) — провоцирует конфликты. В 2017 году собственники «UGG» подали в суд на производителей, работающих на рынке «Зеленого континента» и экспортирующих обувь в другие страны, требуя компенсацию за нарушение прав на зарегистрированную торговую марку. Местные предприниматели не поняли такого отношения. Они заявили, что почти сто лет спокойно продавали сапоги, а потом американский гигант зарегистрировал на себя товарный знак и «… вставляет нам палки в колеса».

В США подобная позиция, поддержанная, кстати, Правительством Австралии, не помогла: фирма, работающая на пятом континенте, проиграла в суде, а также была вынуждена заплатить 450 тысяч долларов.

В 2025 году противостояние зарегистрировавших бренд американцев и производителей, использующих такой же товарный знак в Австралии, продолжается. Последние не могут вывозить сделанные ими «угги» в другие страны, где этот бренд принадлежит бизнесменам из США. В результате, например, в начале 2025 года — семейное предприятие из Австралии, производящее угги, было вынуждено переименоваться: вместо Ugg Since 1974 — теперь оно называется Since 74. Как подчеркивали основатели фирмы, исходные позиции, которые все любят (изготовление вручную сапог из овчины), — сохраняются.

А что в целом происходит с интеллектуальной собственностью угги в мире?

Как и говорилось ранее, основной товарный знак — зарегистрирован за американской компанией в более чем 130 юрисдикциях.

Что касается патентов на эти же сапоги, то они условно разделяются на две большие группы: первая — истекшие защитные документы принадлежат Australian Ugg Boots Pty Ltd (всего 11 штук); вторая — интеллектуальной собственностью владеют фирмы Axa Ugg Pty Ltd или Suttons Ugg Australia Pty Ltd. Они имеют в своем портфеле небольшое количество действующих патентов: например, в Google Patents есть специальная подошва, да и сама обувь.

Получение патента на изобретение
Подготовка - 10-20 дней
Экспертиза - 10-16 мес.
Срок действия - 20 лет
МС
Максим Смоляров
Аналитика
111
+1
Аналитика
111
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.