Создатели «Крошки-картошки» — два предпринимателя из России (Андрей Конончук и Виталий Науменко). В 1998 году они решили создать в стране «картофельную империю». Единственное, что их останавливало, — опыта в формировании фаст-фудных продуктов у них не было, как и не было практики организации сетевого бизнеса.
Чем же занимались бизнесмены до этого? Они торговали одеждой, будучи обычными челноками.
— Познакомились в Одессе в 90-м году — ездили вместе в шоп-круизы в Испанию, Турцию, на Кипр. Тех денег хватило, чтобы построить два автобуфета на базе белорусского прицепа «Купава». На этом финансы закончились. Помню, как мама, которая приехала ко мне в гости из Киева, сказала: «Сынок, вы же с утра до утра пашете, назначьте себе хоть какую-то минимальную зарплату». И мы себе назначили 500 рублей в неделю. Так у нас появились деньги на бензин и нормальную еду, а до этого каждый рубль в дело пускали. И только с открытия первой палатки на Тверской дело пошло в гору, — рассказывал Андрей Конончук в интервью порталу «Ресторанофф» в 2017 году.
Кстати, пробивали первые палатки достаточно долго: сооснователи компании постоянно ходили по районным управам столицы, прося оформить место для торговли, но им отказывали под различными предлогами.
После долгих трудов удалось договориться лишь на автобуфет возле метро «Динамо» (стоимость аренды земли составляла 1200 долларов). Второй фудтрак ждал своей участи на складе до той поры, пока не помог один из родственников главы управы Тверская, который постоянно заглядывал в автобуфет на «Динамо».
В результате бизнесменам дали место прямо возле «Макдоналдса» на Тверской. Открытие точки прошло успешно: очереди из желающих попробовать блюда стояли до двух часов ночи.
— Мы не знали, куда деньги девать. Потом открыли еще две точки — у гостиницы «Минск» и у Центрального телеграфа, потом еще, — рассказывал Андрей.
Проект поставили на поток, начав торговать франшизой среди друзей за 15 тысяч долларов. В эту сумму входила покупка и создание автобуфета по запатентованной технологии, а также доступ к бизнес-процессам (включая аспекты продаж, бухгалтерского учета и контроля).
Какие-то еще были расходы для желающих взаимодействовать с «Крошкой-Картошкой»? Да. Франчайзи должен был приобретать продукты исключительно у первоисточника с наценкой в 18%. А за использование торговой марки предусматривалось ежемесячное роялти в 300 долларов.
И что было дальше? Проект стал успешным. Минимальность входящих инвестиций, быстрый срок окупаемости привели к тому, что «Крошка-Картошка» распространилась не только в Москве, но и в регионах. В начале 2004 года у фирмы в столице было уже 85 уличных кафе.
Рост числа франчайзи-партнеров нес как позитив (расширение рынка сбыта), так и негатив. Дело в том, что технология создания печеного картофеля с начинкой не может быть запатентована. Поэтому некоторые фирмы, расторгнув партнерский контракт с основателями, начали создавать собственную систему торговли этим же продуктом. В результате через некоторое время Андрей Конончук и Виталий Науменко решили переконцентрироваться с партнерских отношений на развитие преимущественно своих сетей в регионах.
И эта ставка тоже оказалась успешной: в 2006 году в сети, зарегистрировавшей свое наименование в Роспатенте, насчитывалось уже 200 предприятий, включая несколько зарубежных.
В 2007 году 30% акций выстроенной сети кафе быстрого питания выкупили поляки.
Проблемы «Крошки-Картошки». Экспоненциальный рост сети приостановился в 2012 году из-за сокращения целевой аудитории и снижения платежеспособного спроса.
Создатели сети пытались переформатироваться. В 2019 году «Крошка-Картошка» входила в десятку самых посещаемых сетей фастфуда: туда также входило не менее 4,1% респондентов из городов с населением более 100 тысяч человек.
Однако даже этот показатель не изменил финансовое положение сети к лучшему. Так как количество клиентов сокращалось (как и уменьшалась выручка), Андрей Конончук решил продать часть бизнеса своему первому франчайзи-партнеру Денису Деко.
В 2021 году РБК сообщил о том, что пост гендиректора «Крошки-Картошки» занял бывший глава ресторанного холдинга «Росинтер» Сергей Зайцев. Предполагалось, что он проведет ребрендинг и запустит новую стратегию развития компании.
В 2022, комментируя ситуацию внутри «Крошки-Картошки», Зайцев заявил, что фирма (даже в пандемийный год) была финансово в плюсе, а в ближайшей ее перспективе — плановое расширение сети продаж.
Интересный момент. Как и в «Додо-пицце», в «Крошке-Картошке», по словам основателей компании, действовала система контроля продавцов: сеть обращала внимание на количество купленных картофелин и объемы реализации емкостей с наполнителями. Расчет велся таким образом: среднее количество наполнителей на одну порцию составляет 2,7. Если в каком-то буфете происходило снижение этого показателя до 2,5, то компания сразу же направляла на проблемную точку свою инспекцию.
Фото взято из открытых источников