Главное

Как создавался китайский YouTube: история Bilibili

ВЖ
Вера Жихарева
Как создавался китайский YouTube: история Bilibili

Bilibili — одна из самых популярных видео-платформ в Китае, аналог Youtube. Ей пользуются около половины молодых жителей Поднебесной: смотрят онлайн-лекции и забавные видео, делятся впечатлениями в комментариях, создают ролики с цифровыми аватарами. Рассказываем, как Bilibili удалось пройти путь от небольшого фэндом-сообщества к известному видеохостингу, работающему над созданием собственной метавселенной.

История создания Bilibili

Bilibili основал веб-разработчик из Китая Сюй И. Он был активным пользователем сайта для обмена видео AcFun и мечтал создать ресурс, который сможет с ним конкурировать. После окончания колледжа Сюй И потратил три дня на разработку Mikufans.cn — фэндом-сообщества Мику Хацунэ (японской виртуальной певицы, созданной компанией Crypton Future Media). Аудитория сайта росла и в 2010 году Сюй И усовершенствовал его функционал, добавив возможность обмениваться видео. Обновленная веб-платформа получила название Bilibili — это прозвище героини манга «A Certain Scientific Railgun» Микото Мисаки. Каждый год, 2 мая, сайт отмечает ее день рождения тематическим оформлением главной страницы.

Изначально Bilibili работал лишь с тремя категориями видео — аниме, комиксы и видеоигры. Но по мере увеличения числа пользователей в его каталоге появились новые тематики, в том числе lifestyle, киберспорт, поп-культура, образование, еда. Слоган «Все видео, которые вы любите, находятся на Bilibili» демонстрирует стремление компании угодить каждому. 

Ошибки и достижения

В 2012 году Bilibili получила штраф за нарушение авторских прав. После этого компания заключила договор с Shanghai Media Group (крупной радиотелевизионной станции, базирующейся в Шанхае) о совместном использовании лицензионного контента. Это помогло ей избежать юридических рисков. Кроме того, все анонимные пользователи сайта автоматически перенаправлялись на поддомен Shanghai Media Group Broad Band (bilibili.smgbb.cn).

28 марта 2018 года Bilibili впервые разместила ценные бумаги на фондовой бирже: на тот момент их можно было приобрести за $11,50. Сейчас стоимость акций веб-платформы превышает $18, а ее капитал оценивается в $13,6 млрд. Выручка Bilibili тоже растет: в четвертом квартале 2022 года она составила $890,6 — это на 6% больше, чем за аналогичный период 2021 года. Компания имеет 17 институциональных инвесторов, среди которых выделяется корпорация Sony.

По данным консалтингового агентства iiMedia Research число уникальных посетителей Bilibili превысило 326 млн в месяц. Большинство из них относятся к поколению Z (так называют людей, родившихся в период с конца 1990-х до начала 2010-х). Успех платформы демонстрирует не только размер аудитории, но и ее вовлеченность: количество взаимодействий с Bilibili достигает 13,6 млрд в месяц. И это не только реакции и комментарии, но и финансовая поддержка. Пожертвования можно оставлять в уникальной цифровой валюте Bilibili — B Coins и Shells.

Сотрудничество с брендами

Bilibili помогает брендам установить контакт с молодой и платежеспособной аудиторией Китая. Компании активно сотрудничают с блогерами или создают собственный аккаунт на платформе. Последнее менее эффективно: люди охотнее смотрят и комментируют забавные, креативные видео, а не промо-ролики. Это подтверждает и статистика — более 90% просмотров приходится на контент, созданный или загруженный пользователями. Но некоторым брендам удается угодить аудитории Bilibili. Так, производитель премиального мороженого Chicecream выпускает популярные видео с котом-гурманом в главной роли.

По данным The South China Morning Post, на Bilibili быстро растет популярность обучающего контента. Это позволяет частным школам и экспертам рекламировать свои услуги, а пользователям получать знания из различных областей — от истории до программирования. Число людей, просматривающих образовательные видео на Bilibili, уже достигло 100 млн. Более 19% из них предпочитают ролики, связанные с психологией.

Вступительный экзамен и «пулевой занавес» 

Одна из особенностей Bilibili — комментарии всплывают поверх видео, синхронизируясь с его временной шкалой. По мере роста активности пользователей сообщений становится все больше, иногда они практически полностью заполняют экран. Создается ощущение, что вы обсуждаете ролик с компанией близких друзей. Просмотру это не мешает — искусственный интеллект научился «прятать» комментарии за силуэтами людей в кадре. Кроме того, всплывающие сообщения можно отключить.

Подобная система комментирования была впервые применена в Японии. Она называется «Danmaku» или «Danmu» («пулевой занавес»). Этот термин происходит от аркадной видеоигры «Batsugun», где оружие игрока стреляет множеством пуль. Сообщения можно оставлять анонимно. Это особенно важно в Китае, где неосторожное высказывание способно повлиять на социальный рейтинг человека, а значит, и на его карьеру, кредитоспособность и даже возможность путешествовать по стране и миру.

Чтобы получить возможность комментировать видео, необходимо пройти процедуру регистрации, ответив на 100 вопросов в течение часа. Тестирование охватывает такие темы как авторские права, соблюдение этикета, значение терминов, используемых на платформе. Кроме того, нужно выбрать нишу, в которой вы разбираетесь (например, аниме) — ей будет посвящена часть викторины. Пользователи, которые неверно ответили более чем на 40% вопросов, должны пересдать тест. По мнению создателей Bilibili, такой отбор отпугивает троллей и привлекает аудиторию, заинтересованную в активном взаимодействии с платформой.

Цифровое будущее: Bilibili планирует завоевать метавселенную

Генеральный директор Bilibili Руи Чен отмечает, что платформа идеально подходит для выхода на рынок метавселенной. Во-первых, у нее есть большое онлайн-сообщество, которое состоит, в основном, из творческих и энергичных молодых китайцев. Во-вторых, многие пользователи создают контент прямо в системе Bilibili, используя захват движения — метод анимации, превращающий человека на видео в персонажа виртуального мира.

Первый шаг к построению бизнеса в метавселенной уже сделан: в 2022 году Bilibili запустила блокчейн-платформу UPowerchain, где можно создавать цифровые коллекции, делиться ими с друзьями и приобретать понравившиеся работы. Компания уделяет особое внимание защите авторских прав пользователей — все оцифрованные произведения, представленные на сайте, уникальны и имеют сертификаты. Руи Чен отметил, что уровень научно-технического прогресса не позволяет создать полноценную метавселенную в ближайшем будущем. Но работа в этом направлении важна — она может подарить пользователям новый, ни с чем не сравнимый опыт.

ВЖ
Вера Жихарева
1933
+1
1933
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.