Финансовая организация была создана в 2006 году признанным в РФ в 2024 году иностранным агентом Олегом Тиньковым.
Бизнесмен приобрел маленькую кредитную структуру Химмашбанк, переименовал ее в Тинькофф Кредитные Системы (ТКС), вложив в создание порядка 70 млн долларов (или 90% от всех имевшихся в наличии денег). 20 млн долларов при этом были потрачены на разработку IT-системы.
Основной фишкой проекта стала идея банка без отделений. Это направление будущий иностранный агент Тиньков подсмотрел в США: зарегистрировавшись по определенному адресу, он очень скоро получил ворох предложений по оформлению кредитов в своем почтовом ящике.
«Олег пришел ко мне и сказал: «Саша, я хочу попробовать себя на финансовом рынке, я сделаю нечто такое, чего у вас нет вообще», — вспоминает бывший инвестбанкир Александр Кандель в интервью Forbes. — Я улыбнулся, я уже десять лет работал на этом рынке и с трудом представлял, что Олег с его безбашенностью может предложить что-нибудь новое, а главное — востребованное».
Для реализации планов предприниматель привлек компанию Boston Consulting Group (они занимались концепцией) и американца Оливера Хьюза (он на тот момент возглавлял российское подразделение Visa).
Осенью 2007 года в перспективное направление вложил деньги Goldman Sachs, купив долю в ТКС.
Получив финансирование, созданный банк начал массовую рассылку писем с предложением кредитных карт. Эта комбинация сыграла не полностью. Из отправленных миллионов писем ответ пришел лишь от менее чем 1% адресатов (по другим данным — от 1,5 до 3% адресатов). При этом некоторые отвечали сотрудникам финансовой организации в анкетах исключительно нецензурными фразами или пытались засунуть бумажное изображение карты в банкомат. Последние тут же ломались, а банки-конкуренты звонили к инноваторам с предложением «прекратить безобразие».
Пользовались молодые бизнесмены и своеобразными рекламными возможностями. Например, однажды даже записали видеоролик с Владимиром Довганем. Кроме того, в начале пути использовали и базу данных фирм, которые торговали одеждой по каталогам.
Постепенно проект (чье продвижение происходило не без ошибок) раскручивался. В кризисные 2008-2011 годы компания «ТКС» продемонстрировала 50-кратный рост чистой прибыли. В 2009 — фирма начала принимать вклады (хотя основатель финансовой организации и сопротивлялся этому), а также выдавать дебетовые карты. В 2010 появилась возможность заказывать карты через интернет-сайт с курьерской доставкой.
В 2011 появился мобильный банк, работающий на смартфонах с iOS и Android.
В 2013 году фирма провела IPO на Лондонской бирже.
В 2014 — компания увеличила объемы своего кредитного портфеля почти на 13%.
В 2015 «ТКС» сменил название на АО «Тинькофф Банк».
В 2016-2017 — Тинькофф совместно с Google выпустил карту с кэшбэком за покупки внутри американского маркетплейса приложений, организовал NFC (возможность оплачивать, просто прикладывая мобильный телефон к терминалу), создал банк для предпринимателей в онлайн-режиме, открыл площадку для частных лиц «Тинокофф инвестиции».
В 2017 — появился первый собственный банкомат.
В 2018, анализируя рецепт успеха, создатель финансовой структуры писал в своей книге: «Мы долго шли впереди рынка, переламывали сознание людей на онлайн-фронте, и следующим банкам, конечно, проще идти по накатанной колее. Они видят наши успехи в дистанционном обслуживании и догоняют. Пока удаётся добиваться тактических побед: более удобный продукт, эксклюзивные партнёрства (например, с авиакомпанией S7), но в долгосрочной перспективе ты должен конкурировать всё-таки брендом. Выбирать будут на основе чувств».
Слова основателя Тинькофф подтвердились в 2020, когда началась пандемия. Остальные финансовые структуры были вынуждены перевести максимальное количество операций в режим онлайн. Первый заместитель председателя Совкомбанка Сергей Хотимский даже рассказывал, что банкиры между собой шутили: за два месяца всем банкам пришлось стать Тинькофф.
В 2021 — банк «Тинькофф» был включен ЦБ в список системно значимых кредитных организаций.
В 2022 — доля основателя Тинькофф в TCS Group была выкуплена группой «Интеррос». РБК тогда писал, что создатель банка не являлся его главным акционером, доля в 35% контролировалась через семейный траст Rigi. Еще 6,5% принадлежали менеджменту корпорации, а оставшиеся акции были в свободном обращении.
После сделки с Интерросом произошел постепенный ребрендинг.
Сначала заменили логотип. Вместо герба рода Тиньковых — появился щит с черной буквой «Т» (февраль 2024).
А через 4 месяца «Тинькофф» стал «Т-Банком». Менеджмент отмечал, что одна из причин переименования — желание вывести бизнес на международный рынок. Однако подобное переформатирование названия — это не слишком быстрый процесс. Как указывали в компании, на первом этапе обновится сайт и приложение, далее — юридические названия, дизайны карт и банкоматов, а также оформление конвертов.
Председатель правления банка Станислав Близнюк рассказывал «Ведомостям», объясняя логику дальнейших изменений, так: «Мы будем пока делать упор на Т-Банк, который будет объединять на уровне суббрендов все наши остальные сервисы, потому что здесь прямая связь у клиентов есть и прямая преемственность. Чтобы это был некий знак качества. Мы будем монополизировать букву “Т”. Рассчитываем ее использовать и для новых направлений бизнеса в России, и для развития будущих международных проектов. Это как у Nike или Apple: если видишь яблоко или свуш, то понимаешь, чего от этого бренда ожидать».
Объединение Тинькофф и Росбанка. Отметим, что в марте 2024 года стало известно о планируемом объединении этих двух финансовых структур. Как обещали в Тинькофф, организации сохранят свои названия и лицензии даже после юридического оформления новой конструкции.
Frank Media, анализируя ситуацию, отметила, ссылаясь на свои источники, что хотя у структур будет определенная самостоятельность, но сеть отделений Росбанка в перспективе начнет обслуживать только юридических лиц. Что касается розничного бизнеса, то его потенциально передадут в Тинькофф: «Розничный бизнес Тинькофф больше и эффективней за счет отсутствия сети и у объединенного холдинга нет нужды держать два отдельно работающих подразделения».
Какова интеллектуальная собственность банка?
Как следует из базы данных Онлайн Патент, портфель распределен между несколькими компаниями.
Фирме «Кузада Консалтинг Лимитед» принадлежит около сотни товарных знаков. И это не только относящиеся непосредственно к бренду «Тинькофф», но и отображения банковской карты — основного продукта (Tinkoff Black), герб компании в разных интерпретациях и даже визуальное оформление голосового помощника Олега.
АО «Тинькофф Банк» обладает правами на 86 объектов подобного формата. Здесь и логотипы обновленной финансовой структуры (вариация логотипа с щитом), слоганы («Продумал все и даже это»), названия используемых продуктов. Также компания подала заявки в Роспатент на регистрацию 100 разнонаправленных брендов.
Уже зарегистрированные за АО «Тинькофф Банк» продукты:
Примеры брендов, которые только поданы на регистрацию:
Кроме того, в портфеле прав АО «Тинькофф Банк» также:
- патент на изобретение и на полезную модель;
- 4 промышленных образца;
- 11 программ ЭВМ (еще 4 программы зарегистрированы за «Тинькофф Центр Разработки»).