Как в России и мире развивались сервисы доставки товаров на дом: история основных брендов

МС
Максим Смоляров

Активная интернетизация, сопряженная с идеей комфортности потребителя, стала основой для формирования отдельной коммерческой ниши доставки товаров на дом.

Расскажем о развитии самых популярных российских и зарубежных брендов в данном секторе.

Российские бренды доставки еды

«Яндекс. Еда». Сервис был создан на основе столичной компании Foodfox, которую «Яндекс» приобрел примерно за 10 млн долларов или 500 млн рублей в 2017 году. Уже в марте 2018 было представлено собственное приложение под единым визуальным брендом, в который создатели вложили сразу три образа: интернациональную литеру «е»; движение по спирали (замешивание, скручивание, слоистость — то есть все то, чего много в еде); окружность, рифмующаяся с мисками, тарелками, чашками и кастрюлями.

В июне 2018 фирма официально запустилась в Санкт-Петербурге, подключив на начальном этапе к проекту более 400 партнеров.

В августе 2019 года компания официально стала международной: ее подразделение было открыто в Казахстане, а в июне 2021 года —  в Беларуси. Тогда же был зарегистрирован одноименный товарный знак. 

Delivery Club. Бренд официально был запущен в 2009 году: Левон Оганесян, Анна Шкиркина и Даниил Шулейко увидели свободную нишу, которую было интересно занять. В первые месяцы, вспоминали позже предприниматели, проект не интересовал ни инвесторов, ни клиентов: вложенные деньги (70 тысяч долларов закончились уже через 1,5 месяца, однако соинвесторы не отступили, найдя дополнительное финансирование).

В 2011-2012 годах бизнесменам удалось получить инвестиции от AddVenture: именно эти деньги и позволили компании вырасти в десять раз. Тогда же они официально зарегистрировали название сервиса как товарный знак. 

В 2014 году фонд AddVenture и его партнеры продали фирму FoodPanda, которая занималась схожим бизнесом. По данным газеты «Ведомости», предприниматели, поверившие когда-то в успешный рост российского сегмента онлайн-доставки, смогли вернуть вложенные средства с прибылью, так как покупатель, принадлежащий зарубежному фонду RocketInternet, выложил за приобретение от 30 до 50 млн долларов.

В 2016 году Delivery Club был продан Mail.Ru Group за 100 млн долларов. Финансовые показатели фирмы, судя по отчетам, были неплохи: более 4,5 тысяч подключенных ресторанов, 20 тысяч заказов в день, выручка за первое полугодие — 296 млн рублей.

В 2019 году она стала составной частью совместного предприятия «Сбербанка — Mail.ru Group»: при этом крупнейшая финансовая организации России вносила в СП свою долю в Foodplex и 38 млрд рублей на развитие, а Mail, дополняя Delivery Club, отдавала 22% сервиса такси «Ситимобил». Цель формирования такого консорциума была понятна: председатель правления «Сбербанка» Герман Греф мечтал о создании IT-экосистемы, в которую будет входить не только собственно кредитное учреждение, но и иные структуры.

В 2022 году в результате финансовой комбинации Delivery Club стал частью «Яндекса».

Сервисы доставки продуктов питания

«СберМаркет». Проект был запущен на основе стартапа Instamart, созданного в 2013 году выходцами из инвестиционного банка Goldman Sachs. Lenta.ru пишет, что основатели вложили на первых порах в Instamart собственные средства — порядка 15 миллионов рублей. На эти деньги был создан сайт-витрина, где разместили пять тысяч товаров.

В октябре 2019 года, отмечают «Ведомости», проект получил 500 млн рублей от Mail.ru Group, президента «Трансконтинентальной медиа компании» Александра Митрошенкова и первого зампреда правления Сбербанка Льва Хасиса. Инвестиции были потрачены с толком: их направили на активную экспансию в российские регионы. За год до этого был зарегистрирован одноименный товарный знак. 

«Включение» Instamart в экосистему «Сбербанка» позитивным образом сказалось на компании: по данным на конец 2021 года, в приложении «Маркета» зафиксировано более 160 тысяч позиций, в день доставляется не менее 150 тысяч заказов.

iGooods. Сервис доставки, созданный петербуржцами Григорием и Дмитрием Кунисом в 2015 году. Главное отличие его от американского Instacart: курьеры и сборщики igooods работают в штате, а доставка — персонализирована (клиент всегда видит, кто собирает и везет заказанный товар). В 2019 году проект привлек дополнительное финансирование от маркетплейса китайских товаров Joom. А год спустя название проекта стало товарным знаком. 

Почему сервисы доставки продуктов и еды в России стали пользоваться особой популярностью?

Причина понятна — пандемия. Раз запрещен выход из дома, а отказаться от приобретения товаров невозможно, то в этом случае обращаются к онлайн-доставке. Эта логика доказывается и финансово-статистическими показателями: в 2020 году, когда началась пандемия коронавируса, iGooods, например, получил оборот почти в 8 млрд рублей (рост по сравнению с 2019 годом — в 3 раза).

В 2022 году, наоборот, переход к политике экономии сказался и на доходах подобных корпораций: по данным аналитиков Tinkoff Data, за девять месяцев количество онлайн-заказов в столице сократилось на 31% (рестораны и кафе), а совокупные траты — на 25%. Объем заказов через платформу «Яндекс.Еда» упал на 59%, через Delivery Club — на 17%.

А как доставляют другие товары в России?

Основные игроки рынка в секторе — Яндекс.Маркет, OZON, СберМегаМаркет.

Первый в списке — Яндекс.Маркет — изначально создавался как платформа оценки и сопоставления разных продавцов. Только в 2013 году компания стала формировать списки избранных магазинов на договорной основе.

После инвестиций со стороны «Сбербанка» начался новый этап развития «Яндекс.Маркета»: он перепрофилизировался в маркетплейс «Беру». Разведясь с «зеленым банком», бренд сменил название на старое, а «Яндекс» сделал особый акцент на системе E-commerce.

OZON создавался в 1998 году первоначально как сервис доставки книг и фильмов, но затем (когда грянул дефолт) издательство «Terra fantastica», входившее в состав акционеров корпорации, вынуждена была продать компанию новым владельцам — фирме Reksoft. Новый собственник пересмотрел логистику и смог привлечь инвесторов: ими стали в 1999 году Baring Vostok Capital Partners и UFG. Сейчас OZON, являясь публичной акционерной компанией, фактически принадлежит нескольким крупным корпорациям (АФК «Система» и Baring Vostok).

«СберМегаМаркет» — включенный в экосистему «Сбербанка» в 2021 году маркетплейс Goods.ru, первоначально функционирующий на базе «М.Видео». По предварительным данным, за первое полугодие 2022 на сайте представлено 5 млн товаров из 8 тысяч магазинов с предусмотренной доставкой в тысячу городов России.

А что за рубежом?

Наиболее известными бизнес-моделями называют Amazon, начавший свою работу в 1994 году как сервис доставки книг и фильмов, а также Instacart (последний, кстати, был основан как раз выходцем из Amazon по имени Апурва Мехта).

Схема функционирования этих предприятий примерно одинакова: люди заказывают товары, им их привозят в установленный срок. При этом возможно приобретение дополнительных подписок: для Amazon — это Prime (которая дает возможность быстрой доставки товаров, просмотра премиального видеоконтента от купленного Metro-Goldwyn-Mayer (MGM), прослушивания песен и чтения книг), а в Instacart — это Express.

При этом нельзя не сказать: хотя Amazon и является успешной компанией, приносящей миллиарды долларов, однако сами сотрудники не в восторге от условий работы (они жалуются на поощряемый дарвинизм, постоянное ужесточение планов, психологические перегрузки и стрессы).

А создают ли выходцы из России какие-нибудь схожие сервисы в западных странах?

Да. VC.ru в 2021 году рассказывал о проекте Fridge No More, который позиционировался как Нью-Йоркский сервис экспресс-доставки продуктов за 15 минут. Он был основан Антоном Гладкобородовым и инвестором «Самоката» Павлом Даниловым. К сожалению, проект просуществовал всего год: в 2022 компания официально закрылась из-за растущих проблем на рынке и большой конкуренции. Источники NY Post сообщали тогда, что платформа не выжила из-за невозможности привлечения дополнительного венчурного капитала в связи с введенными санкциями.

МС
Максим Смоляров
1038
+1
1038
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.