Как в России создавались бренды автодилеров

МС
Максим Смоляров
Как в России создавались бренды автодилеров

В начале 90-х в Россию хлынул поток старых и новых новых иномарок всех мастей. Именно это простимулировало создание многочисленных салонов и дилерских центров.  

Расскажем, как строились крупнейшие отечественные компании в этом секторе.

Автомир

Фирма была основана в 1993 году. Создателями компании стали бывшие студенты МФТИ — Дмитрий Гулин, Евгений Сатыев, Александр Митько, Николай Груздев, Алексей Проскуряков и Сергей Алексейчук. Окончив популярный столичный вуз в конце 80-х, они стали работать в науке, но она денег уже не приносила, поэтому молодые люди занимались подработками: например, мыли окна в больших зданиях, организовали курсы скорочтения и «регистрации на бирже». 

На бирже, кстати, основатели фирмы случайно познакомились с бизнесом по купле-продаже машин. Однажды Сатыев и Митько приобрели на подобном рынке автомобиль Lada за 120 тысяч рублей, а потом перепродали его за 200 тысяч. Это направление им понравилось и предприниматели решили расшириться.

В 1994 — открылся первый форматный автосалон. Объем продаж, как рассказывают в компании, в самом скором времени составил более 100 транспортных средств в месяц.

В 1995-1999 корпорация зарегистрировала товарный знак «Автомир», создала свой сайт, а также расширила список партнеров-брендов, с которыми сотрудничала (в него вошли Skoda, Suzuki, Nissan, Renault).

Как вспоминали позже представители Автомира в интервью РБК, первоначально иностранным компаниям было безразличен формат торговли на территории РФ. Однако к началу 2000-х все концерны изменили свою политику: они занялись централизацией поставок в Россию, а реализация должна была функционировать уже по западным стандартам.

«В какой-то момент у нас появилась земля на Ярославском шоссе. Мы к тому времени уже чувствовали себя специалистами в автобизнесе и думали, что построим большой красивый центр и туда выстроятся в очередь западные производители. Наняли архитектора, построили, исходя из своих представлений о том, как все должно быть. Сидим, ждем, а производители в очередь не бегут и не бегут», — рассказывал Гулин.

Собеседники РБК говорят, что такой формат нарушал принятые у западных производителей принципы работы: ведь сначала марка объявляет об открытии дилерства, затем — выбирает дилера, далее — согласовывает с ним детали работы будущего центра. Самостоятельная политика первых российских автобизнесменов оценивалась своеобразно, поэтому договориться с иностранными компаниями потом было достаточно сложно.

В 2005-2009 годах — фирма начала активную региональную экспансию, открыв свои представительства в Санкт-Петербурге, Брянске, Воронеже и других городах. Также открылись дилерские центры в Казахстане.

В 2010-2014 годах торговая сеть «Автомир» насчитывала уже 48 салонов. В марочном портфеле компании — 19 брендов.

В феврале 2015 — продали миллионный автомобиль.

В 2017-2020 годах фирма начинала открывать брендированные шоу-румы: сначала появилась подобная точка под маркой Audi в Новосибирске, дальше — заключили соглашения с представителями Mazda, Ford, Renault и другими.

В 2022 компания переориентировалась на активное взаимодействие с брендами из Китая.

Что касается интеллектуальной собственности, то фирме принадлежит множество товарных знаков. 

Major

Компания была основана в 1998 году Михаилом Александровичем Бахтиаровым. Он, будучи студентом старших курсов, пристроился в 1992 в автомобильную компанию «Тринити». Уже через шесть лет Бахтиаров вместе со своим деловым партнером решили открыть собственную автодилерскую компанию.

Первоначально фирма занималась исключительно продажей автомобилей марок Chrysler и Jeep. Далее — количество брендов увеличилось, а специализация предприятия расширилась: через три года после основания Major Auto в составе компании появилось еще и транспортное подразделение Major Cargo Service, которое занимается перевозками грузов, их сопровождением, таможенным оформлением и складским хранением.

По данным на 2022 год, оборот холдинга в год составлял более чем 170 млрд рублей, а общее количество сотрудников — 40 тысяч человек. В портфеле интеллектуальной собственности — десятки брендов (так как каждое из юридических лиц внутри группы компаний регистрирует несколько товарных знаков). 

Ключавто

Открылась в декабре 2001 года. Первый дилерский центр — Mercedes–Benz в городе Горячий Ключ (Краснодарский край).

В 2002-2008 годах салоны Mercedes–Benz, Hyundai, Mitsubishi появились в Минеральных Водах, Toyota — в Сочи и Минеральных Водах, а Mitsubishi и Lexus — в Краснодаре.

В 2009-2013 годах открылось 12 автосалонов. В Краснодаре, кстати, появился и первый региональный Bentley Motors.

В 2014-2017 годах свои двери для покупателей открыли брендированные автомобильные центры в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Новороссийске, Ставрополе, Минеральных Водах.

В 2018-2019 годах фирма стала официальным дилером KIA. В активе сети появились 11 дилерских центров, а также 7 центров по продаже транспортных средств с пробегом.

Рассказывая свою историю, основатели «Ключавто» вспоминают, что изначально дело считалось дочерним проектом строительной корпорации «СБСВ», созданной Виктором Сергеевым в 90-х. Бизнесмен вспоминал, что идея создать дилерский центр пришла после того, что случилось с ним на трассе «Дон».

Сергеев в декабре 2000 года перегонял из столицы автомобиль Mercedes-Benz C-класса. Мужчина спешил, так как хотел показать новинку своей семье и друзьям. Однако в гараже с машиной произошла неприятность: в замке зажигания заклинило ключ. Транспортное средство было на гарантии, поэтому Сергеев повез приобретенный автомобиль к дилеру. Замок починили за несколько минут. Но на обратном пути произошла беда — авария на скользкой дороге. Этот случай уже не был гарантийным, а стоимость ремонта составляла 5 тысяч долларов. Маржа дилера, пишет Forbes, поразила строителя Сергеева. «Вот это бизнес, — восхитился он. — Мало того что я машину у них купил за $60 000, дополнительного оборудования приобрел на $4000, так теперь еще и постоянно с ремонтом к ним буду бегать по таким ценам».

Эта мысль сильно повлияла на формат работы и получаемого финансирования: «Эксперт-Юг» писал в начале 2022 года, что доходы от услуг сервиса в холдинге — это более половины общей выручки.

В интеллектуальном портфеле корпорации — 19 брендов, 4 программы для ЭВМ («Planer – планирование и мониторинг», «BMA Ключавто», «Jarvis виртуальный администратор», «Парсер объявлений по продаже автомобилей»).

Авилон

Авилон была создана в 1997 году. Компания стала одним из первых дилеров Ford Motor Company.

В 2002 — руководители корпорации объявили об открытии специализированного автосалона Mercedes-Benz и сервисного центра Maybach.

В 2008 — ввели в строй бизнес-центр «АВИЛОН Плаза».

В 2010 — открыли в Москве крупнейший в России дилерский центр BMW, MINI, BMW Motorrad. В это же время появляется дилерский центр Volkswagen.

В 2012 началось сотрудничество корпорации с Rolls-Royce Motor Cars. Построили самый большой демонстрационный зал дилерского центра в Европе.

В 2013 году — компания стала дилером марки Jaguar Land Rover. Также на Волгоградском проспекте в Москве был открыт новый 7-этажный автомобильный комплекс, где на площади 4500 квадратных метров расположились дилерские центры основных торговых марок автомобилей.

В 2014 году открылся центр по продажам автомобилей с пробегом. Его площадь составила более 4 тысяч квадратных метров.

В 2018 году корпорация стала официальным партнером бренда AURUS (первый российский автомобиль класса люкс).

Все это время (2014-2023 годы) фирма продолжала поступательное расширение, заключая новые соглашения с автомобильными гигантами и открывая дополнительные дилерские центры. В последнее время — Авилон акцентирует внимание на взаимодействии с китайскими и иными восточными марками автомобилей (Exeed, Haval, Chery, Faw, Changan, Geely и многие другие).

Интеллектуальный портфель компании — 9 брендов.

ТрансТехСервис

Фирма была основана Вячеславом Зубаревым в начале 90-х.

Зубарев, отработавший руководителем производственного комплекса, вспоминал, что хотел «попробовать… без согласований, где-то порулить, поуправлять… Но в то время мы ничего не боялись, ни перед чем не робели. Настроение было азартное, и я верил, что человек может сделать всё!» Название фирмы Зубарев придумал, когда ехал из Тольятти в Челны: «Транс» — это про автомобили, «тех» — про ремонт и обслуживание, «сервис» — про качество услуг.

Созданный товарный знак стал синонимом слов «качество», «успешность» и «уровень». 

90-е Зубарев и его коллеги вспоминают неоднозначно. Дело в том, что на первых порах получить за реализованную машину деньги — было большой удачей. Чаще всего за ключи давали мебель, радиотехнику или автомобильные комплектующие. Все это оформлялось как бартер: «ТТС» не боролся с этим явлением, а «просто адаптировался к существующим условиям». В результате получались довольно большие бартерные цепочки: машины менялись на телевизоры, они — на мебель, а тумбочки и стулья сдавались в магазин за деньги.

Первый автосалон-дилерский центр «ТТС» (LADA) появился у компании в 1995 году. В 1997 — заключили дилерское соглашение с BMW.

В 1998 в Казани достроили первый автосалон «ТТС» на Ибрагимова. Его поделили на две части: для BMW и для остальных марок. Дальше — больше. Компания стала выходить на рынки соседних регионов.

Сейчас дилерская сеть корпорации насчитывает более 100 автоцентров. В 2019 году фирма открыла Мегамолл ТТС — крупнейшую площадку по продаже транспорта с пробегом в Поволжье (7 га, 7 павильонов, вмещающих по 300 автомобилей каждый).

Интеллектуальный портфель корпорации — 2 товарных знака.

Это первый материал про бренды автосалонов в России. В следующих статьях мы подробно расскажем о непростой судьбе Рольфа и других фирм в этой отрасли. 

Регистрация товарного знака

Подготовка - от 1 дня

Экспертиза - от 6 мес.

Срок действия - 10 лет

МС
Максим Смоляров
254
+1
254
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.