ВУШ Холдинг — российская организация, которая зарабатывает на сдаче в аренду самокатов. Технологическая компания 14 декабря 2022 года провела на Мосбирже первичное размещение акций и привлекла более 2 млрд рублей. Как и отмечается на официальном сайте фирмы, своему успеху Whoosh во многом обязан тем, что его создатели пошли по пути собственных разработок, а не закупок и копирования.
История и продукт
История Whoosh началась в 2018 году. Уже на тот момент компания отличалась стремлением использовать собственные разработки:
— Шеринговую платформу создатели стали не копировать с уже существующих моделей каршеринга, а разработали самостоятельно.
— Разработали iOT-модули (устройства, реагирующее на пользовательские команды и передающее информацию на технологическую платформу). Благодаря модулям самокаты всегда находятся под контролем сервиса.
— Приложения для пользователей с информацией о сервисе.
Самокаты компания самостоятельно не разрабатывает, а закупает у одного из лидеров в этой отрасли — Segway-Ninebot. Впрочем, самокаты проходят значимую кастомизацию, включая установку дополнительных устройств и возможностей.
На диаграмме выше указано распределение стартовых инвестиций в 2018 году. Значения указаны в долларах. Как видно, затраты на сами самокаты составили лишь 15%, а 40% пришлось на затраты разработчикам. Основатели отмечают, что им повезло с маркетинговой моделью — самокат стоит на улице и продает себя сам, нужно лишь приклеить этикетку.
Нематериальные активы и интеллектуальная собственность
Согласно отчётности компании за 9 месяцев 2022 года, с 2021 на 2022 год общая оценка нематериальных активов увеличилась почти в два раза — с 12 до 21 млн рублей. При этом практически все нематериальные активы компании — это товарные знаки и программное обеспечение. Также по состоянию на 1 января 2022 года в миллион рублей оценивались «незавершённые нематериальные активы».
Компания даже прибегала к использованию прав на свою собственность в качестве обеспечения по кредиту. Так, интеллектуальная собственность на общую оценку в 8 млн рублей стала залогом в декабре 2021 года (фирма полностью рассчиталась по этой задолженности в июне 2022 года).
Товарный знак с названием компании зарегистрирован в единственном варианте по свидетельству №737389. Как показывают данные ФИПС, исключительное право на свой основной товарный знак «Whoosh» организация также использовала в качестве залога в 2021 году. Ещё один товарный знак исключительно с эмблемой можно найти в свидетельстве №740843.
За организацией зарегистрированы следующие программы:
— Программа «Пользовательское приложение Whoosh» №2021616094 (мобильное приложение для пользователей).
— Программа управления бизнес-процессами шеринга «Платформа Whoosh» №2021616095, управляющая арендой и контролем за устройствами.
— Программа «Сервисное Android приложение Whoosh WCMA, версия 2.0» №2021616006 — тоже приложение, но для сотрудников.
В целом за компанией числится не так много интеллектуальной собственности, однако, как показывает её оценка и использование в качестве залога, зарегистрированные объекты успешны и находят реальное практическое применение.
В ходе развития Whoosh даже пытались запустить франшизу. Можно было купить самокаты бренда, выплачивая позже 25% комиссию. Однако в 2020 году все самокаты партнёров были выкуплены — франчайзинговая модель бизнеса не совпала с целями и идеологией компании. Так, купившие франшизу лица не развивали в городах достаточное количество станций электросамокатов.
Итоги
Whoosh — технологическая компания с довольно ограниченным патентным портфелем. Вместе с тем это отличный пример максимально эффективной реализации права на интеллектуальную собственность. За фирмой числятся в основном товарные знаки и программы, но и так оценка нематериальных активов превышает 20 млн рублей. С такими ресурсами организации удалось использовать интеллектуальную собственность для обеспечения кредита.
Возможно, что с имеющимися ресурсами Whoosh начнет больше изобретать — уже появлялись новости о намерении разработать собственный электросамокат.