Ушли, но (не) обещали вернуться. Как зарубежные бренды прощались со своими клиентами в России

МС
Максим Смоляров

Даже некогда великие компании могут прийти в упадок и обанкротиться. Либо топ-менеджмент компании должен будет сократить целый филиал или подразделение из-за тех или иных событий внутри фирмы. А иногда причиной могут послужить и неблагоприятные внешние обстоятельства. 

И если организация все-таки социально-ответственная, то попытается как-то сгладить эти негативные эффекты для своих клиентов (чтобы расставание с любимым покупателем прошло наименее болезненно).

Как это происходит?

Чаще всего объявляется финальная распродажа с нереальными скидками. Цель — реализовать имеющуюся продукцию для освобождения складов и расчета со всеми контрагентами.

Подобного рода «Final Sale» всегда требует достаточно долгой временной подготовки (важно определить, где будет происходить торг с учетом логистических и иных аспектов). Любые ошибки в учете рисков ведут лишь к увеличению напряжения среди клиентов и, соответственно, к формированию негативного облика уходящей компании.

Яркий пример этого — IKEA. Шведская корпорация, закрыв свои магазины в начале марта, в июле объявила об онлайн-реализации остатков и об уходе с рынка. Однако подобный план практически сразу же оказался под угрозой срыва: в первые же часы сайт компании перестал работать из-за технического сбоя; менеджмент ввел лимиты на покупки и электронную очередь, но все это не помогло (14, 22 и 28 июля в фирме даже приостанавливали на несколько дней продажу, так как закончились интервалы для самовывоза и доставки). Вполне вероятно, что компания просто не спрогнозировала экспоненциальный рост желающих приобрести вещи на своем сайте. «Когда [портал] создавали, его инфраструктуру ориентировали на примерное количество потребителей в сутки. Плюс закладывали возможности для дополнительной нагрузки, в два-три раза превышающие стандартный показатель. Онлайн-распродажа…, судя по всему, резко превысила эти ожидания, а инфраструктура не выдержала», — заявил глава аналитического центра Zecurion Владимир Ульянов в интервью «Известиям».

Другие эксперты, опрошенные «Известиями», косвенно соглашаясь с позицией Ульянова, указывают, что проблемы с распродажей были связаны в первую очередь с ажиотажем вокруг ухода корпорации и желанием покупателей «запрыгнуть в последний вагон».

Это желание, к слову, провоцирует экстремальный спрос не только в онлайне, но и в оффлайне. При этом скидки для участников предполагаются не всегда.

В марте, когда стало известно о закрытии «Макдональдса» в России, люди ринулись в пока еще работающие точки, чтобы напоследок поесть бургеров и картошки. Клиентов не остановил ни жесткий мороз в Сургуте (до минус 12 днем), ни длительность ожидания в помещении и на улице в других городах (отметим, что не всегда пришедшие могли заказать все меню: в Ярославле ажиотаж был таким, что в прайс-листе остались только гамбургер, чизбургер и «Макчикен»).

«Деловой Петербург» в начале декабря сообщал о том, что желающих купить вещи H&M перед закрытием магазина в торгово-развлекательном центре Columbus в Чертаново было столько, что очередь растянулась на несколько этажей, регулировать движение людей даже начали сотрудники торгового центра.

Почему люди торопятся купить что-то из магазина, который официально закрывается?

Новосибирский психолог Игорь Лях считает, что клиенты бегут приобретать в той же IKEA на волне «отсроченного спроса» (предполагалось купить что-то через полгода—год, но раз бренд закрывается, то это активизирует потребность).

А как еще (кроме распродажи) прощаются с клиентами?

Сотрудники H&M перед закрытием точки записали трогательное видео, которое попало в соцсети. На кадрах видна толпа молодых и улыбающихся людей, сидящих и стоящих у входа в магазин. Они смеются и машут руками, а перед ними медленно опускается решетка—«занавес».

Бывает ли прощание с клиентом не на позитиве?

«Комсомольская правда» в марте сообщала о том, что некоторые компании, прекращая торговлю в РФ, отказались возвращать деньги за подарочные сертификаты. Так, например, москвич Виктор Водяницкий, купивший карту в бутике Mango, не смог порадовать жену на 8 Марта, так как бренд закрыл все точки.

Юристы отмечали, что теоретически вернуть затраченные таким путем средства возможно, однако проблематично: «Нужно направить по юридическому адресу компании претензию с просьбой вернуть деньги, а если магазин откажется сделать это добровольно, то можно обратиться в суд» (мнение ведущего юриста МКА «Князев и партнеры» Екатерина Усачева). 

Какие в целом существуют сценарии ухода с российского рынка?

Журнал «Компания» выделяет шесть основных форматов прекращения работы:

Первый — фирма все бросает и сразу же уходит (а все финансовые потери закладываются в бюджет корпорации).

Второй — цивилизованное отступление / уход.

Третий — передача активов действующему менеджменту.

Четвертый — фальшпродажа (фирма переименовывается, однако действующие логистические и иные цепочки сохраняются, бизнес продолжает функционировать).

Пятый — реализация компании конкуренту.

Шестой — переезд в другую страну.

РБК отмечает, что фирмы на уходе из России потеряли до 240 млрд долларов.

Источник фото

Все услуги нашей компании по защите вашей интеллектуальной собственности вы можете найти здесь.  

МС
Максим Смоляров
135
+1
135
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку.

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.