История создателя безопасных бритв Gillette и его компании

МА
Мария Апатенко, редактор журнала

До 1901 года бритье было опасной и зачастую болезненной процедурой, особенно если бриться приходилось в домашних условиях. Бритвы изготавливались из высококачественной стали, что обеспечивало долговечность, но их все время нужно было подтачивать — это было неудобно и затратно, особенно в путешествиях. Все изменилось, когда Кинг Кэмп Жиллетт придумал T-образную безопасную бритву со сменными лезвиями.

Поиски материала 

На разработку лезвия Кинг Жиллетт потратил много времени и денег. Идея создания самого устройства пришла Жиллетту еще в 1895 году, но ему понадобилось еще шесть лет, чтобы придумать для лезвия подходящий материал. Сначала он использовал сталь, которая оказалась слишком тонкой и мягкой и не выдерживала заточку. 

После многочисленных экспериментов Жиллетту и инженеру-механику Уильяму Никерсону удалось разработать технологию укрепления и заточки стали с помощью меди и железа. В 1901 году изобретатель подал заявку, чтобы получить патент на свой бритвенный станок. В этом же году Жиллетт основал American Safety Razor Company, которая позднее стала называться Gillette Safety Razor Company, и занялся массовым производством станков и лезвий. 

Успех к компании пришел не сразу. В первый год Жиллет продал только 51 станок и 168 лезвий. В последующие годы продажи начали расти. С 1905 года присутствие фирмы не ограничивается территорией США: в Лондоне и Мексике открываются офисы продаж, в Канаде — завод по производству лезвий. 

В Европе начала действовать дистрибьюторская сеть, благодаря чему бритва Gillette продавалась даже в России. Присутствие за рубежом впоследствии поможет предприятию в период Великой депрессии, когда позиции Gillette на внутреннем рынке ослабнут.

Станки Gillette в 1910-е все еще нельзя было назвать продуктом массового потребления во многом из-за высокой цены. К тому же американцы продолжали пользоваться услугами барберов или брились дома опасными бритвами самостоятельно. 

На рост популярности компании повлияла Первая мировая война: фирма Жиллетта получила контракт на эксклюзивную поставку продукции Gillette армии США. К 1918 году Gillette Safety Razor Company продала военным 3,5 млн станков и 32 млн лезвий. Вернувшиеся с войны ветераны привыкли к безопасным и удобным в использовании станкам и уже не хотели пользоваться другими бритвами.

Первые изменения в станках и патентный иск от конкурента 

Кинга Жиллетта считают изобретателем не только бритвы, но и бизнес-модели, при которой основное устройство — станок — продается за очень маленькую цену или выдается бесплатно, а расходные материалы — лезвия — стоят дороже, более того, их нужно покупать постоянно, чтобы пользоваться бритвой. Такая модель еще называется «бритва и лезвие» или «наживка и крючок». 

Однако есть исследователи, которые полагают, что Кинг не изобретал эту стратегию и начал использовать ее — вероятно, с оглядкой на конкурентов — уже после истечения срока действия первых патентов в 1921 году. В это же время была выпущена новая модель бритвы, и производитель снизил стоимость предыдущей, что сделало станки Gillette более доступными.

В конце десятилетия Генри Гейсман, изобретатель и владелец фирмы по производству лезвий Auto Strop Safety Razor Company, захотел продать Gillettе свой бизнес и патенты на улучшенные лезвия. Предложение было отвергнуто, а компания Жиллетта занялась собственными разработками. 

После выхода на рынок нового лезвия Gillette Гейсман обвинил конкурента в нарушении патента. Спор удалось уладить и Gillette пришлось купить Auto Strop Safety Razor Company за гигантскую по тем временам сумму в 20 млн долларов. Впоследствии Гейсман получил контроль над Gillette. Кинг Жиллетт покинул пост президента компании в 1931 году и вскоре умер.

Борьба c Bic и слияние с Procter & Gamble

Gillette пережила Великую депрессию и Вторую мировую войну. В 1950-е годы фирма расширила ассортимент производимых изделий и начала выпускать средства для ухода за кожей. Gillette продолжала работать над улучшением своих станков и разработала несколько новых моделей, в том числе первую в мире бритву с двумя лезвиями Trac II.

Вскоре у Gillette появился серьезный конкурент — Bic и ее дешевые одноразовые бритвы. Французская компания начала выпуск своей продукции в Европе в 1975 году. Gillette решила не отставать и не дожидаться, пока бритвы Bic появятся в США, и представила свой аналог. При этом предприятие Жиллетта не собиралось отказываться от основных продуктов и не тратило много денег на рекламу и производство одноразовых станков. В итоге лидером в этом сегменте стала Bic, которая пришла на американский рынок бритв в 1977 году. 

В 1980-е и 1990-е Gillette продолжила работать над улучшением станков и выпустила первую бритву с увлажняющей полоской Atra Plus, станок с двумя независимо подвешенными лезвиями Sensor и бритву Mach 3 с тремя лезвиями. В 2003 году Gillette обвинила своего конкурента Schick в нарушении патента, в котором описано расположение лезвий в Mach 3. Эти и другие судебные разбирательства между двумя производителями были впоследствии урегулированы

В 2005 году компании Procter & Gamble — один из лидеров мирового рынка потребительских товаров — купила Gillette за 57 млрд долларов. После слияния Gillette представила еще несколько новых продуктов: Fusion 5 с пятью лезвиями, Proglide и Proshield с технологией FlexBall. В 2015-м компания подала иск о нарушении патентов к сервису доставки бритв Dollar Shave Club, в 2019 году стороны уладили спор.

Сегодня, несмотря на разнообразие как классических, так и электрических бритв, бренд Gillette остается одним из самых популярных и узнаваемых в сегменте устройств и средств для бритья. Последняя разработка компании — станок Heated Razor, имитирующий бритье с использованием горячего полотенца — вошла в список лучших изобретений 2019 года журнала Time.

Все услуги нашей компании по защите вашей интеллектуальной собственности вы можете найти здесь.  

Купон JOURNALPATENT дает вам скидку в 4000 рублей на патентование одного изобретения. 

Заглавное фото: Flickr

МА
Мария Апатенко, редактор журнала
810
+1
810
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.