Когда-то Haier Group был небольшим заводом, который производил дешевые холодильники. Теперь это крупная китайская корпорация, чьи акции торгуются сразу на нескольких биржах (кстати, бумаги фирмы доступны в том числе российскому инвестору). Компания производит бытовую технику (холодильники, стиральные машины и т. п.), а также потребительскую электронику. Об истории становления корпорации и ее интеллектуальной собственности рассказываем в нашем материале.
История развития
Завод Haier работал в Китае еще до того, как страна стала Китайской Народной Республикой. Только-только пала монархия, государство раздирали смуты, но уже потихоньку функционировал «Завод холодильников Циндао». В 1949 году предприятие, изначально занимавшееся производством холодильников на внутренний рынок, стало государственным и продолжило свою работу. Управление оказалось неэффективным — в 80-х годах фирме грозило банкротство, выпуск продукции опустился всего до 80 штук в месяц, долг превышал миллион юаней.
Тогда правительство страны решило сделать директором Чжана Жуйминя, на тот момент уже имевшего богатый управленческий опыт. Именно Чжан известен как основатель Haier Group в ее нынешнем виде. Он решил, что нужно делать больший упор именно на качество продукции — до сих пор известна история, как Чжан заставил демонстративно молотками разбить все бракованные холодильники.
Новое руководство было не единственным, что способствовало развитию деятельности компании и улучшению её стандартов качества. Когда Китай стал сотрудничать с другими странами, корпорация Liebherr из ФРГ предложила Haier свои технологии и некоторое оборудование — и фирмы стали работать над совместной продукцией. Само название «Haier» связано с названием «Liebherr». Некоторые потребители до сих пор удивляются, почему у китайского производителя такое немецкое название.
Так или иначе, уже в 1986 году продажи компании выросли на 86%, а еще через два года фирму назначили ответственной за контроль качества и менеджмента в других убыточных предприятиях. За счет такого управления и собственных приобретений корпорация расширила бизнес, начав заниматься микроволновыми печами, стиральными машинами, кондиционерами и т. д. Между 1986 и 2000 годом продажи выросли уже в 11500(!) раз — до 40,5 млрд юаней в год. Произошла глобальная экспансия. Так, в конце прошлого века Haier вышел даже на рынок США и построил там свое предприятие.
Разработки и технологии
У компании свыше 10 центров НИОКР, которые распределены между пятью континентами, а также 33 индустриальных парка. Фирма стремиться тратить на НИОКР до 4% своего оборота.
Сейчас Haier сосредоточен на интернете вещей и концепции «умного дома». В компании подход к определению, какие инновации развивать, называют «нулевая дистанция» — считается, что технологии должны максимально отвечать текущим запросам потребителей. В том числе в рамках этой идеи реализуется экосистема и платформа открытых инноваций 10+ N, она объединяет ресурсы, запросы пользователей и 10 исследовательских центров. Платформа называется Haier Open Partnership Ecosystem (HOPE).
Сами Haier особо гордятся некоторыми своими технологиями, появившимися именно за счет сбора предложений и претензий простых потребителей. Например, отмечается технология в кондиционерах, когда холодный воздух смешивается с теплым не уже в помещении, а еще внутри устройства. Также по запросам пользователей на платформе появился интеллектуальный кухонный вентилятор для готовки летом.
Патенты
Haier получила 16 национальных премий в области науки и технологий и возглавляет разработку международных стандартов «умного дома» в пяти крупнейших международных институтах стандартизации. Haier принадлежит 11 национальных наград за патенты. По заявлениям компании, ей принадлежит около 60% патентов в своей отрасли. В целом Haier зарегистрировали более 75 тысяч патентов по всему миру, из которых более 47 тысяч — на изобретения. Среди китайских предприятий-производителей бытовой электроники Haier занимает первое место по числу патентов.
Haier Smart Home, торгующаяся на бирже компания с капитализацией свыше 250 млрд долларов, контролируется Haier Group. Ей одной принадлежит более 50000 заявок на патенты, которые регистрируют в основном в Китае, США и Японии. Чаще всего цитируют патент US6735959B1 на «Термоэлектрический льдогенератор и управление им».
Перспективы
Согласно официальному сайту, в 2022 году выручка с продаж по всему миру превысила 30 млрд долларов. Сейчас управлением компанией все еще занимается её основатель Чжан Жуйминь. Корпорация активно вкладывается в исследования и патентует свои решения, получила множество наград в области дизайна. Также важно, что Haier задает стандарты для всей отрасли, что значительно укрепляет ее положение и на внутреннем, и на мировом рынке. В России предприятие работает еще с середины 90-х годов прошлого века. Тогда же была зарегистрирована торговая марка фирма в России. С тех пор компания также получила десяти российских патентов, она активно защищает любую свою интеллектуальную собственность.