Главное

Китайский ответ Tesla: история Xpeng

ВК
Вадим Кизимов
Китайский ответ Tesla: история Xpeng

XPeng — молодая компания по производству электромобилей, которая в свое время воспользовалась решением Tesla открыть свои патенты для всех. Сейчас она отличается очень быстрым ростом продаж за счет того, что создает электрокары для среднего класса. Фирма зарабатывает как на создании умных машин, так и разработке и внедрении новых технологий. 

Руководители компании отмечали, что стремятся создавать не просто машины на альтернативном источнике питания, а инновационные, умные машины, практически роботов. XPeng Motors активно развивает направление беспилотных авто, а в 2022 году даже представила собственный летающий автомобиль. Давайте посмотрим, как ей удалось добиться такого прогресса. 

Истоки

Компанию в 2014 году основал бывший топ-менеджер Alibaba Group Сяопэн Хэ, который заработал состояние в том числе на запуске UC Browser. В первый же год он нанял пятерку сильных инженеров и вложил сотни миллионов юаней. При его уходе из Alibaba в 2017 году Джек Ма также решил инвестировать в начинание своего бывшего подчиненного — компании до сих пор принадлежит значительная доля акций. 

В 2019 году Илон Маск решил подарить миру патенты Tesla, чтобы способствовать развитию рынка электромобилей. Сяопэн Хэ воспользовался этой возможностью и позже открыто признавался, что вдохновлялся Tesla, нанимал сотрудников, ранее работавших в этой компании и использовал примерно те же технологии в своих авто. 

XPeng частично позаимствовал и бизнес-модель Tesla. Это касается предоставления покупателям бесплатной вечной зарядки автомобилей на собственных и партнерских станциях подзарядки. К слову, сама Tesla постепенно отменила эту программу. У компании свыше 1000 собственных зарядных станций, а клиентам доступно также свыше 200000 партнерских станций. 

Впрочем, возникали и конфликты с американским производителем беспилотников. Tesla выдвинула обвинения в том, что один из её бывших сотрудников передал в XPeng код искусственного интеллекта для машинного зрения. Также в краже относящихся к беспилотникам технологий XPeng в 2018 году обвиняла Apple. 

Только в 2018 году китайская фирма представила свою первую модель, а к концу этого года запустила производство на государственном заводе Haima. В 2019 году к числу значимых акционеров присоединилась компания Xiaomi. Развитие шло быстрыми темпами, и к 2020 году XPeng обзавелась собственным умным заводом. Тогда же компания разместила акции на Нью-Йоркской бирже и привлекла порядка 1,5 млрд долларов.

Модели, технологии и достижения

Как уже говорилось выше, изначально Xpeng использовал патенты и идеи Tesla. Однако со временем компании удалось модифицировать технологию или найти более дешевые решения, что привело к снижению цены на их продукцию по сравнению с другими производителями. 

В 2022 году XPeng в Дубае провела запуск своего летающего автомобиля. Его сконструировало местное дочернее предприятие. Автомобиль больше похож на вертолет и способен передвигаться на очень низкой высоте. Позже компания также представила модель со складными винтами, способную как ездить по дорогам, так и подниматься в воздух. 

В своих беспилотниках XPeng использует стандартное сочетание из лидаров, радаров и камер. Пока что система на практике обеспечивает скорее помощь водителю в дороге, чем полностью автономное движение. Лидары машин анализируют обстановку и обеспечивают автомобиль трехмерным зрением с узнаванием даже небольших элементов, таких как домашние животные или дети. 

Когда компании по производству беспилотных авто стали использовать технологии аэрофотосъемки, лидары значительно подешевели. XPeng используют систему от поставщика Livox. Развитие технологий в области машинного зрения позволяет автопроизводителю делать свою продукцию дешевле. 

Также компания использует более дешевые LFP-аккумуляторы. В них не используется один из самых дорогих составляющих — кобальт. Также такие аккумуляторы дольше служат и в целом признаны более безопасными. Недостаток такого подхода в том, что запас хода у автомобилей становится меньше. 

Перспективы

Долгое время компанию, как и других производителей, поддерживало государственное финансирование. Китай до и после губительного загрязнения воздуха в 2013-2017 годах стал активно развивать альтернативную энергетику и поддерживать электротранспорт. 

При этом субсидии и другие меры поддержки были и раньше. Например, правительство выдавало субсидии в размере 10 000 долларов на покупку гибридных авто. Однако после 2022 года поддержка была почти полностью свернута, что может негативно сказаться на всей отрасли.  

Рост продаж XPeng в 2018-2022 года 

Одновременно с китайским рынком XPeng стремится развиваться в Европе. Компания аргументирует это тем, что правительство ЕС еще больше заинтересовано во внедрении электромобилей. В 2021 году китайский производитель поставил в Норвегию 211 внедорожников. 

У XPeng не самые популярные в Китае модели, но фирма очень быстро развивается и наращивает обороты, а также диверсифицирует бизнес, занимаясь не только производством, но и арендой электрокаров, а также разработкой сопутствующих технологий. 

Источник фото

ВК
Вадим Кизимов
312
+1
312
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.