Соответствующие возможности для торговли китайских бизнесменов на российских маркетплейсах появились в 2022-2023 годах: сначала Ozon создал специальный раздел на своем сайте, затем — основательница Wildberries Татьяна Ким (тогда — Бакальчук) заявила о намерении работать с поставщиками из КНР.
Первое время иностранные предприниматели, войдя на национальный рынок, действовали нелогично: например, компания Shenzhen Yibai предложила клиентам свою продукцию, однако карточки товаров оформила своеобразно.
Постепенно китайцы освоились на российских площадках: теперь к их товарам есть необходимые описания на русском, инфографика, нормальные иллюстрации в стиле маркетплейса, с которым они работают. Визуально — представляемую карточку от российского продавца и продавца из КНР уже практически не отличить.
Эксперты, оценивая эту ситуацию экспансии предпринимателей из Поднебесной на российский рынок, указывают, что китайских коммерсантов можно разделить на две группы: добросовестные и не очень.
Последние, кстати, не гнушаются ничем. Они:
- копируют полностью карточку своего конкурента из РФ, а также значительно снижают цену на товар. Используемое название магазина при этом — случайный набор букв и цифр (Huang Xibing222 или Zhu Xinmin666);
- регистрируют товарный знак или патент, а потом блокируют противников.
Во всех случаях — пострадавшие российские селлеры вынуждены обращаться в администрацию маркетплейса, но пока та рассмотрит полученное письмо — тысячи или сотни тысяч клиентов выбирают другого. Потери миллионные.
Что касается добросовестных китайских бизнесменов, то их, понятное дело, больше, чем тех, кто ведет дела на грани фола, однако надо учитывать, что любой негатив всегда формирует неблагоприятный шлейф, влияющий на всех остальных.
Каковы экономические показатели всех китайских предпринимателей на российских маркетплейсах?
В 2023 году — на Ozon торговали не менее 100 тысяч китайских продавцов (или 20% от всей базы). Оборот магазинов, указывал Forbes, растет в два-три раза год к году.
Некоторые активные иностранные бизнесмены даже выбиваются в лидеры в своей отрасли.
Например, в январе 2024 года — селлер из КНР выручил 109 млн рублей на новогодних елках. Он торговал ими на Wildberries.
RB.ru приводит и иные примеры успешной работы коммерсантов. Так, китайский предприниматель Цзян Биню владеет ООО «Цяньчжиду», которое занимается продажей одежды и за 2024 год показало выручку в 658 млн рублей. Еще один бизнесмен — Лю Вэйдун является учредителем ООО «Фэйлай» (за прошлый год ее выручка — 13 млн рублей) и ООО «Айтаси» (27 млн рублей).
Какой психологии придерживаются преимущественно китайские предприниматели на российских маркетплейсах?
Топ-селлер компании ЯLove Trade Юрий Ялов в интервью «Московской газете» характеризовал политику этих бизнесменов так:
- Высокая скорость реакции на рынок;
- Минимальная маржа;
- Быстрая адаптация к корректировке спроса (и, соответственно, возможность менять свой ассортимент);
- Ориентированность на объем продаж.
И что же делать российским селлерам в такой ситуации?
Сдаваться нельзя.
У наших предпринимателей есть свои преимущества.
Например, они знают рынок и общаются с клиентами на русском языке. Не удивляйтесь — да, китайцы для размещения объявлений и общения с гражданами РФ нередко используют переводчик. Это вызывает сложности в восприятии полученного текста. Кроме того, иностранные коммерсанты хотя и отвечают на вопросы, однако «отрабатывать» негатив они пока не умеют.
Примеры объявлений, сделанных автоматизированным переводчиком на стыке между русским и китайским.
И, наконец, самое главное.
Для полноценной юридической защиты своего дела — не закупайте иностранное, а создавайте собственные бренды.
Как это может выглядеть?
Вы приобретаете сейчас товар в Китае. Что мешает сделать аналогичный заказ, но нанести на продукцию, предварительно зарегистрировав, свой бренд? Если есть дополнительные деньги, то в изделие можно «вшить» какие-нибудь интересные функции (их тоже, кстати, перед внедрением надо запатентовать).
Если китайский производитель этих товаров внезапно выйдет на российский маркетплейс, то он не сможет диктовать вам условия, блокируя ваши карточки. Вы также сами определяете ценовую политику и тех, кто имеет право торговать вашим товаром под вашим брендом.
Еще одна важная точка притяжения клиентов — вам, развивая дело на подобных торговых площадках, надо активно продвигать (тоже предварительно зарегистрировав) собственное обозначение магазина. Если оно запоминающееся, простое, интересное, имеет яркий и образный логотип, то ваш проект однозначно будет успешным. И никакие китайцы не станут страшны.
Источник фото.