Когда покупателю параллельно на бренд

АС
Андрей Сорокин, редактор журнала

Сегодня все еще продолжаются споры о пользе параллельного импорта для России. Эта мера поддержала торговый сектор в стране, где логистические цепочки начинали рушится после начала СВО, и вся отрасль оказалась в кризисе. Год спустя Минпромторг вынашивает планы о продлении параллельного импорта по отдельным товарам вплоть до 2024 года. 

С другой стороны, эксперты считают, что уже пора постепенно отказываться от этого инструмента. Например, вводить марки, которые могут быть заменены российскими производителями, либо поставщиками из дружественных стран (Китай, Турция, Индия и т.д.). Аналитики полагают, что вскоре грядет окончание истории с параллельным импортом: в какой-то момент в списке Минпромторга могут остаться только жизненно важные, экономически оправданные и технологически сложные товары.   

Между тем, исход международных ритейлеров из России вовсе не привел к сокращению ассортимента, как ожидалось весной-летом прошлого года. Консалтинговая компания Б1 выяснила, что российские покупатели стали чаще переходить на неизвестные, но доступные по стоимости бренды, и это особенно проявилось в сегменте парфюмерии, косметики и спортивной одежды. Аналитики поспешили возвестить о смене поведения потребителя, для которого стоимость и качество товара вышло на первое место. Многие сравнивают это с европейским рынком ритейла, где экономные покупатели предпочитают малоизвестные и недорогие бренды. 

Цифры опроса Б1 говорят, например, что от парфюмерии известных брендов, заявивших об уходе из России, сейчас готовы отказаться 17% против 11% осенью, от спортивной обуви — 11% против 6%. Потребители традиционно предпочитали выбирать в этих категориях товары известных иностранных брендов. 

Неподвластные сегменты

В сегменте парфюмерии и косметики потребители переключились на менее известные марки, в том числе локальные. В «Л’Этуаль» ожидают, что в этом году выручка сети от продажи именно российских брендов вырастет в 2,5 раза год к году. Количество российских брендов у ритейлера выросло в два-три раза, заметно увеличился объем продукции из Южной Кореи, Японии, Европы.

Критического сокращения ассортимента после ухода западных брендов на российском рынке не произошло вопреки опасениям потребителей, констатируют аналитики. Прошлой осенью 51% респондентов ожидали сокращения ассортимента, весной эта доля сократилась до 37%. На 9 пунктов, до 46%, выросла доля тех, кто уверен, что особых изменений в ассортименте и доступности продукции не произойдет. 

Товары ушедших брендов, поставляемые за счет параллельного импорта, согласно опросу, покупают 45% опрошенных. При этом все больше покупателей (71%) стали целенаправленно отдавать предпочтение локальным маркам (год назад таких было 69%). Растет и доля тех, кто готов покупать товары турецких, индийских и иранских производителей. Но пока локальные бренды и марки из «дружественных» стран не могут в полной мере заместить ушедшие западные бренды, отмечают эксперты.

Промежуточные выводы

Аналитики считают, что уже можно говорить о смене поведения потребителей. Новая европейская привычка — а в ЕС в первую очередь, и по главной причине роста цен, покупатели в новых реалиях начали обращать внимание исключительно на стоимость и качество, но не на бренд — отдавать предпочтение локальным брендам. 

Впрочем, в этом году появилось больше уверенных (46%) в том, что особых изменений в ассортименте и доступности не произойдет. Прошлой осенью сокращения разнообразия на полках ожидали 51% респондентов, а этой весной — только 39%. При этом, несмотря на то, что товары по параллельному импорту выходят дороже (в среднем на 10%), 45% предпочитают покупать привычные бренды именно так. 

«Коммерсантъ» приводит мнение гендиректора универмагов Trend Island Николая Константинова, который считает, что на предпочтение одежды локальных брендов ушедшим ритейлерам покупателями не повлияло возвращение некоторых из этих ритейлеров, открывших магазины под новыми брендами. В 2023 году 71% опрошенных Б1 стали отдавать еще большее предпочтение локальным маркам, в то время как год назад их было 69%. А доля тех, кто готов покупать товары ритейлеров из Турции, Индии и Ирана, выросло до 23% против 17% в 2022 году, из стран Азии — с 16% до 19%. 

Отсутствие брендов, как минимум в одежде, является излюбленной чертой многих антиутопий. Кадр из фильма «Остров» (2005 г)

Что думают граждане

В этой связи полезно отметить, что по данным Фонда «Общественное мнение», почти 47% респондентов считает, что «решение включить» параллельный импорт год назад было правильным. Опрошенные также отметили, что в сегодняшних условиях эта схема позволяет обеспечить для россиян большой выбор товаров и позволяет избежать их дефицита. Против параллельного импорта высказались 19% опрошенных. Они считают, что необходимо поддерживать отечественное производство, а при параллельном импорте сложно контролировать качество поступающей таким образом продукции. 34% опрошенных Фондом не определились со своей позицией по этому вопросу.

Год назад похожий опрос провел банк «Открытие» в преддверии ПМЭФ-2022. Тогда к этой идее однозначно положительно отнеслись 29% опрошенных. Еще 39% — скорее положительно, 27% затруднились ответить или отнеслись к такой схеме безразлично. Скорее против полулегального ввоза товаров и оборудования в Россию высказалось лишь 4% и только 1% был категорически против.

Как бы то ни было, увеличение предложения за счет этого механизма привело к снижению отпускных цен. Например, это произошло на рынке ноутбуков в конце 2022-начале 2023 года, когда механизм параллельного импорта наладился. Впрочем, эксперты не отрицают и минусов сложившейся за это время схемы. Так, выросли риски контрафакта, особенно в сегменте алкогольной продукции. Международные бренды перестают отслеживать  легальность продажи своих товаров на территории РФ и бороться с неавторизованными продавцами. В связи с этим по самым скромным оценкам аналитиков доля контрафактной продукции в некоторых категориях выросла в 2 раза. Второй минус параллельного импорта, который также признают эксперты — отсутствие возможности отремонтировать или вернуть товар производителю по гарантии.

Что думает бизнес

В прошлом году Фонд общественного мнения предоставлял следующие данные о реакции малого бизнеса на введение схемы параллельного импорта. Правильным считают решение о запуске параллельного импорта 70% участников Лонгитюда Малого Бизнеса. Противоположной точки зрения придерживаются 15%, еще 15% затруднились дать оценку. Параллельный импорт используют в своем бизнесе 16% участников Лонгитюда, а 77% - не используют. Среди предпринимателей, у которых бизнес зависит от попавших под санкции поставок и нет возможности перейти на аналоги, доля использующих параллельный импорт заметно выше среднего показателя — 26%.

Почти спустя год существования схемы параллельного импорта свою оценку изменила Ассоциация европейского бизнеса. «Хотя мы считаем, что у нас были веские причины выступать против параллельного импорта в прошлом, мы понимаем, что беспрецедентные вызовы, стоящие перед российской экономикой в 2022 году, потребовали непростых решений, и поэтому скорректировали свою позицию с учетом новых реалий», — заявил в феврале корреспонденту РИА Новости генеральный директор Ассоциации Тадзио Шиллингон. Таким образом, вместо дальнейшего противодействия «либерализации параллельного импорта» Ассоциация выступала с конструктивными предложениями о том, как смягчить или избежать возможных негативных последствий.

Между тем, один из прецедентов дает повод сформировать более объективную картину того, как относится бизнес к параллельному импорту. В мае этого года некоторые российские компании обратились в Минпромторг с просьбой ограничения поставок зарубежных производителей. Причиной обращения стал активный ввоз техники известных европейских и американских компаний строительными подрядчиками, и в частности — электроники и систем пожарной безопасности. Особенно в этой области, по мнению отечественных производителей,  и такая практика может привести к появлению различных рисков из-за отсутствия техподдержки. Консорциум «Производители охранных, пожарных, СКУД систем безопасности» (АНО «Консорциум ПОПСБ» объединяет поставщиков систем безопасности «Тензор», «Рубеж», ГК «Пожтехника» и др.). Он направил соответствующее письмо замглавы Минпромторга Василию Шпаку.

В перечень товаров для параллельного импорта, который ведет министерство, включено оборудование Autronica, Schneider Electric, Eaton, но их использование несет риск для безопасности жилых и административных зданий, считают в АНО. Компоненты систем безопасности, в частности, датчики дыма и пламени зарубежных брендов, не поддерживаются производителями, и их невозможно заменить на оборудование российского производства, потому что протоколы подключения несовместимы, говорится в письме. 

Эта проблема пересекается с тем, что ПО зарубежной электроники не работает в России, и пожарные системы попросту не выполняют свои задачи. Наши производители считают, что регуляторы «должны разработать механизм отслеживания и пресечения применения на объектах такой продукции».

Чего можно ожидать

В целом, появление механизма параллельного импорта спасло ритейлеров, которые были ориентированы на импортную продукцию. В основном продавцов электроники, бытовой техники, косметики и парфюмерии, одежды и обуви. Компаниям пришлось менять свои бизнес-процессы, скатываться к хаотичным закупкам от разных поставщиков, а также расширять свой функционал — например, заниматься не только ритейлом, но и обеспечением гарантийного обслуживания.   

Для других организаций, особенно исконно российских торговых сетей, а также отечественных производителей параллельный импорт стал негативным фактором. Он со временем восстановил объем предложения на рынке, после того, как «неразбериха» весны 2022 года переориентировала покупателя на локальные бренды. 

Какова бы ни была дальнейшая судьба параллельного импорта, он выступил хорошей встряской для российского рынка, показывая возможности, и не давая локальным производителям расслабиться. Само его наличие заставляет их развиваться и повышать качество продукции.   

Эксперты полагают, что для дальнейшей работы этой схемы необходимо правильно балансировать между интересами потребителей, отечественных производителей и общих экономических целей. Резкое сокращение списка Минпромторга, например, может привести к товарному дефициту, а его расширение на другие товарные позиции поставят под угрозу существование компаний, которые решились вести бизнес в России. 

По разным оценкам аналитиков в  текущем году до 25% прежнего объема поставок останется в дефиците, поскольку параллельный импорт может заменить только 30–40% традиционного спроса. Остальной будет с переменным успехом удовлетворяться импортозамещением, либо аналогами из стран, решившихся на такую схему.

Заглавное фото: polygon.cafe

АС
Андрей Сорокин, редактор журнала
352
+1
352
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.