У кого в начале 2000-х не было своего собственного блога на Живом журнале (LiveJournal.com)? Там публиковали посты, френдили друг друга, создавали сообщества, придумывали первые мемы и вели жесткие дискуссии, нередко переходя на «олбанский». Слава ЖЖ гремела по всей России и миру. А потом любимая «жэжэчка» приказала долго жить. Нет, LiveJournal существует даже в 2023 году, в некоторых группах до сих пор теплится жизнь. Однако даже старожилы понимают, что эпоха ЖЖ уже ушла.
А как все хорошо начиналось!
18-летний Брэд Фицпатрик в 1999 году на своем сайте стал использовать метод динамического управления содержимым веб-страниц. Это дало ему возможность писать скрипты. Своим открытием Фицпатрик поделился с друзьями, дав им доступ к серверам.
Программист вспоминал, что на созданном им сайте даже не было кнопочки «Опубликовать», люди нажимали для этих целей Enter. Сами материалы были очень маленькими. Пользователи рассказывали о действии в текущем моменте времени (по типу: «Сейчас собираюсь купить бутылку кефира» или «Моюсь»).
Кажется, что ничего серьезного в таких сообщениях не содержалось, а проект — подростковая забава технологического гика. То есть о раскрутке и речи идти не могло…
Однако платформа не умерла, она стала наращивать число пользователей. Фицпатрик поступил в университет, о его сообществе узнали друзья по общежитию. Именно «сарафанное радио» и помогло продвинуть идею LiveJournal.
Когда сеть блогов расширилась до нескольких тысяч, Фицпатрик принял решение переформатировать структуру сайта. Некоторые сообщения теперь можно было открыть только для друзей.
Затем программист понял, что пользователям не хочется просматривать страницы друг друга в ручном формате. Поэтому публикации всех френдов собирались на отдельной странице (френдленте).
В апреле 2000 года появилась возможность комментирования.
В мае запустили аккаунт животного-талисмана ЖЖ — им стал козел Фрэнк (Frank).
В августе для ЖЖ был нарисован первый логотип.
В декабре в LiveJournal появилась возможность создавать сообщества.
«Живой Журнал» достаточно быстро раскручивался. Фицпатрику требовались новые сервера. Чтобы компенсировать их стоимость, программист провел первую монетизацию блогосферы. Появились платные аккаунты, которые предусматривали расширенный функционал.
Однако привлеченного таким путем финансирования все равно не хватало.
Тогда топ-менеджеры ЖЖ ввели систему инвайтов: блогером можно было стать только по приглашению уже зарегистрированного пользователя.
Инвайты долго не продержались: в декабре 2003 года эту политику отменили. Дальше начался взрывной рост посещаемости.
В 2004-2005 годах у Фицпатрика началось психологическое выгорание. Он продал свою компанию корпорации Six Apart.
Фирма, вложив средства в развитие, начала активное размещение рекламы, которое негативно восприняли старые пользователи ЖЖ. Новая политика Six Apart не повлияла на рост регистраций: менее чем через год после сделки количество юзеров на сайте составило более 9 млн.
Особую популярность «жэжэчка» получила в России. Из нашей страны первый аккаунт завел Иван Матвеев в ноябре 1999 года. За ним пошли и другие. В 2001 году своя страница появилась у преподавателя славянской литературы Романа Лейбова из Тартуского университета (его в проект завел Михаил Вербицкий). Следом свой ЖЖ открыл один из отцов рунета Антон Носик.
Аудитория росла как на дрожжах: знакомые знакомых активно регистрировались в LJ, френдя друг друга.
В мае 2001 года появился первый мем — «лытдыбр» (lytdybr — «дневник» в не включенной английской раскладке). Как объясняли позже «жэжэчники», «лытдыбр» означала сугубо личную запись в дневнике.
В сентябре свой блог в ЖЖ открыл скандальный дизайнер Артемий Лебедев.
Волна популярности накрыла LJ
Через год (в декабре 2002 года) популярный журнал «Афиша» внес «Живой Журнал» в список ключевых слов: своя страница в «уютненьком» стала модным трендом для студентов и журналистов. В начале 2004 число пользователей из России оценивалось в 40 тысяч человек, а в конце того же года — несколько сот тысяч.
Элитарность ЖЖ, ее особая популярность в РФ становятся факторами, которые приводят к покупке американского «Живого Журнала» российской компанией SUP Fabrik (Александр Мамут, Эндрю Полсон) за 30 млн долларов. Развитием выкупленной площадки первое время занимался Антон Носик (2006-2008). Хотя заявку на регистрацию товарного знака LiveJournal в Роспатенте была подана еще в 2005 году. Позже регистрировались и другие товарные знаки сайта. Даже русское сокращение ЖЖ также стало защищенным брендом.
В 2009 году в ЖЖ появился блог Президента России Дмитрия Медведева. 22 апреля Дмитрий Анатольевич выступил в LiveJournal с видео, которое было посвящено российскому интернету. Эту запись прокомментировали практически все центральные СМИ: от РИА Новости до крупнейших международных медиа.
В 2010-2011 годах LiveJournal становится местом для острых политических дискуссий.
Однако к 2012 году звезда «ЖЖ» потихоньку закатывается. Дело в том, что пользователи предпочитали уже не LJ, а, например, соцсети. В них было больше развлечений и возможностей: кроме стандартных сообществ и друзей, они предусматривали еще многочисленные фильмы и музыку. Блогеров из ЖЖ соцсети типа Twitter привлекали тем, что сразу же давали больший позитивный «допинг» пишущим: на один текст тут же налетала толпа поклонников, щедро раздаривающая лайки. «Живой Журнал» этим похвастать на тот момент не мог.
Собственник LiveJournal пытался модифицировать сайт под новые веяния. В 2014 году запустили еще одну главную страницу — «Журнал ЖЖ». Кроме того, произвели обновление дизайна портала. В 2016 году LJ модернизировали до формата медиа с контентом, генерируемым пользователями. В 2019 — появилось мобильное приложение для Android.
Однако эти попытки изменений не переломили общие тренды. В декабре 2020 года «патриарх ЖЖ» Артемий Лебедев заявил, что закрывает свой профиль на LiveJournal навсегда. LiveJournal был пусть и яркой, но все-таки сверхновой звездой. Она быстро вспыхнула, но также быстро погасла.