Главное
Суды и патентные споры

Лига чемпионов: как футбольные клубы и сами игроки защищают свою интеллектуальную собственность

МС
Мария Строителева
Лига чемпионов: как футбольные клубы и сами игроки защищают свою интеллектуальную собственность

Интеллектуальная собственность футбольных клубов, особенно тех, кто участвует в Лиге чемпионов, является неотъемлемой частью их успеха. Речь идет о торговых марках, авторских правах и патентах. Это могут быть логотипы клубов, форма игроков, названия турниров, программы и даже оригинальные стратегии игры. Рассказываем в нашей статье, как футбольные топы защищают свою интеллектуальную собственность с помощью своих брендов.

Торговые марки

Товарные знаки играют важную роль в бренде клуба. Они позволяют зрителям идентифицировать команду и отличать её от других. Футбольные клубы регистрируют свои логотипы и названия как торговые марки, чтобы предотвратить несанкционированное использование их имени. 

Манчестер Юнайтед стал одним из первых английских футбольных клубов, который стал массово регистрировать свои бренды. Он владеет одним из крупнейших портфелей торговых марок среди всех ФК — 686 товарных знаков по всему миру!

Зарегистрированы бренды также у «Реала», «Барселоны», «Арсенала» и многих других топовых команд. Незаконное использование бренда (например, на сувенирной продукции) будет считаться нарушением и грозит серьезными штрафами.

Но не у всех получается защитить свои названия и логотипы. Если говорить об отечественном футболе, то ФК «Ростов» пытался зарегистрировать свое название в качестве товарного знака. Однако Роспатент отказал в этом знаменитому клубу. 

Футболисты не отстают

Интересно, что свои бренды хотят заполучить не только клубы, но и игроки. В феврале этого года бывший футболист сборной Англии Дэвид Бекхэм зарегистрировал товарный знак David Beckham в Роспатенте. Бренд относится к 24 классу Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). В него входят различного рода ткани, текстиль и белье. 

Не просто имя, но еще и товарный знак

Звезда лондонского футбольного клуба «Челси» Коул Палмер тоже не отстает, он планирует запатентовать и монетизировать фирменное празднование: когда он забивает, то изображает озноб, скрещивая руки на груди. Футболист хочет использовать бренд Cold Palmer и свой образ для рекламы алкогольной продукции, диетических напитков, еды, одежды, игрушек, косметики и так далее.

А нападающий сборной Франции Килиан Мбаппе тоже планирует зарегистрировать свое фирменное празднование забитых мячей, при этом у него уже есть семь собственных брендов, в том числе имя, инициалы и наиболее известные цитаты: «Moi tu m’parles pas d’age» («Не говорите мне о возрасте») и «Le football il a changé» («Футбол изменился»).

Иногда дело доходит до суда. Так, Европейский суд постановил, что футболист Лионель Месси имеет право зарегистрировать свою фамилию в качестве торговой марки. Высшая судебная инстанция Евросоюза, решения которой не подлежат обжалованию, отклонила возражения испанского производителя велосипедов Massi. У футболиста более 136 зарегистрированных товарных знаков.

А Гарет Бэйл зарегистрировал бренд, который представляет собой характерный жест футболиста в виде сердца, которым он отмечал забитые мячи, а также с числом 11 внутри (такой был его игровой номер). Согласно решению управления по интеллектуальной собственности, зарегистрированный знак не может быть нанесен в коммерческих целях без разрешения футболиста или его представителей на одежду, обувь, головные уборы, ювелирные украшения, сумки, зонты, трости и прочие аксессуары.

Нога Бога и бренд одежды 

Отечественный футболисты тоже. Так, вратарь ЦСКА Игорь Акинфеев подал заявку на регистрацию своего товарного знака. В качестве лого он выбрал силуэт того самого момента, когда он отразил пенальти в матче с Испанией на ЧМ-2018. Согласно заявке, поданной в Роспатент 29 апреля, под собственным брендом Акинфеев планирует выпускать, например, гимнастические купальники, валенки, муфты, а также игрушки, одежду и безалкогольные напитки.

Свой бренд одежды ARSHAVIN регистрировала и легенда российского футбола Андрей Аршавин. После скандала с несанкционированной продажей футболок с его именем через интернет он решил зарегистрировать автограф, графический знак ARSHAVIN и стилистическое изображение самого себя.

Защищают свою интеллектуальную собственность не только клубы и футболисты, но и организации, например, «Российский футбольный союз»

Логотипы 

Другим аспектом защиты интеллектуальной собственности является лицензирование. Футбольные клубы могут выдавать лицензии на использование своей торговой марки, логотипа или контента сторонним организациям за определённую плату. Это создает дополнительные источники дохода. 

Защищают клубы и свои лого. Например, дизайн клубной эмблемы «Манчестер Юнайтед» — это герб одноименного города. Также там изображен дьявол, который отсылает к прозвищу команды («красные дьяволы»).

Интересно, что в 2002 году ФК «Арсенал» представил новый клубный герб и заявил, что основной причиной ребрендинга было то, что старый «включал в себя множество отдельных элементов». Из-за этого Арсенал не смог заявить об авторских правах и решил его изменить.

Споры

Один из самых длительных споров о товарных знаках был связан с румынским клубом CSA Steaua и приватизированным преемником FC Steaua Bucharest. Разбирательство касалась того, какой клуб был истинным преемником оригинальной футбольной команды Steaua Bucureşti (основанной в 1947 году). FC Steaua потерял права на товарный знак «Steaua» и не мог играть в цветах и ​​с гербом своей команды. FC Steaua Bucureşti в конечном итоге сменил название на «FC FCSB». 

Также много споров из-за продажи контрафактной продукции клубной формы, мерча и не только. Например, Арсенал судился по этому поводу с предпринимателем и выиграл. Не промах!

Регистрация товарного знака
Подготовка - от 1 дня
Экспертиза - от 6 мес.
Срок действия - 10 лет
МС
Мария Строителева
Суды и патентные споры
77
+1
Суды и патентные споры
77
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.