В преддверии Международного дня интеллектуальной собственности освещаем закоулки сферы интеллектуальных прав.
Алина Акиншина, генеральный директор Онлайн Патента, ответила на четыре главных вопроса 2025 года:
— Новые лидеры в товарных знаках: кто они?
— Патентные войны или почему против Китая не работает ничего, кроме пошлин?
— На что обратить внимание российским предпринимателям?
— Искусственный интеллект в сфере интеллектуальных прав: дорога в рай или «в никуда»?
Новые лидеры в товарных знаках: кто они?
За 2024-2025 год определились новая тройка абсолютных лидеров по количеству зарегистрированных товарных знаков (и поданных заявок):
- ООО «Яндекс»;
- Те-Кого-Нельзя-Называть (Правообладатель не публикуется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2024 г. № 1209);
- Chery Automobile.
И отдельное место в лидерах традиционно занимают профессиональные участники рынка, инвестирующие в товарные знаки как самостоятельный актив. Очевидный новый лидер в этом сегменте — Диденко Алексей Юрьевич, экс-руководитель юридической компании «Амикус Курия».
Классическая схема работы инвесторов: они регистрируют привлекательные слова в качестве товарных знаков и продают либо права на сам знак, либо письма-согласия, которые позволят заинтересованному предпринимателю зарегистрировать похожее обозначение.
К примеру, Иван владеет товарным знаком «Любимой маме». И компания, которая хочет зарегистрировать такой товарный знак, должна будет либо купить его у Ивана, либо заплатить ему за согласие на регистрацию их собственного бренда.
Такова была схема заработка на товарных знаках раньше. Но теперь… Подход изменился. На 2024 год все большее количество «серийных» заявителей занимало позицию не инвесторов, а банальных патентных троллей. Регистрировали бренды, заведомо принадлежавшие другим компаниям, предъявляли претензии, пытались заработать на компенсациях и агрессивном предложении товарных знаков к продаже.
За 2024 год сумма судебных исков от одного из крупных патентных троллей достигла 1,2 миллиарда рублей. Масштабы впечатляют и пугают.
Как планирует действовать Алексей Юрьевич, и верно ли мы догадались о его планах, покажет время. Пока же в его портфеле по широкому перечню классов «перехвачены» автомобильные бренды ESTEO, Jeland, Jaceer, Innova, Skala, Jaegoo, принадлежащие той же Chery, но не в отношении одежды, игрушек и кожгалантереи.
«Тарифные войны» Китая и США — продолжение многолетней битвы за патенты?
Мировая повестка сейчас — прямое следствие многолетней борьбы за доминирование в сфере интеллектуальной собственности. Этот этап завершился. Осталось последнее средство — заградительные тарифы.
Вспомним, как это было.
До 2005 года
Китай не имеет убедительной позиции на поле интеллектуальной собственности. Он пока еще лишь большая мировая фабрика. Продуктов с высокой добавленной стоимостью мало, патентов мало.
Что это значит?
Выход на американский рынок тотально заблокирован благодаря интеллектуальной собственности американских компаний.
Логика очень простая: если ты не владеешь патентами, значит, ты не конкурентоспособен на международном рынке. Тебя просто не пустят на национальный рынок с более развитой культурой защиты интеллектуальных прав. Простейший измеритель «сопоставимости» — количество патентных заявок.
2014 год
Первый «фазовый переход». Доля китайских патентов (именно КНР) по отношению к патентам США перешла барьер в 40%, зафиксировала отрыв от этой планки и ушла в дальнейший рост.
Но все же он пока не угроза американскому рынку — отрыв слишком велик. Хотя некоторые опасения о стабильности технологического лидерства и устойчивости «патентных стен» начали появляться уже тогда...
2018 год
Второй «фазовый переход». В 2018 году количество патентов в Китае уравнивается с США.
В 2020 г. перевес составляет уже 118%. В Национальной стратегии безопасности Америки напрямую декларируется обвинение КНР в похищении интеллектуальной собственности США. Что, учитывая растущий разрыв в количестве патентных заявок, звучит странно. Патентовать-то можно только новые технические решения, никак не скопированные. Но, вероятно, воруют не то же самое, что патентуют.
В этот момент опасность становится очевидной, и технологический экспорт блокируется. С 2018 по 2021 год количество китайских компаний, торговля с которыми возможна только при прямом разрешении Федерального Правительства, подскакивает в пять раз — со 104 до 502 фирм.
2021-2024 года
Точка кипения... Рост китайского патентного портфеля уже не опередить. КНР ежегодно подает миллионы заявок и прочно опережает Штаты по объемам регистрируемой интеллектуальной собственности. Системная работа по укреплению позиций завершена.
Остаются только самые прямые меры заградительных тарифов, и их мы видим прямо сейчас. Как и цену проигрыша в борьбе за доминирование на поле интеллектуальных прав.
2025 — что на российском рынке?
Тарифные войны нас пока не задели, но и в российской повестке есть о чем поговорить.
1. Патентные санкции ЕС
Хотя 14 пакет санкций ЕС был принят в 2024 году, полное применение введенных им ограничений наступило скорее в 2025. Реальная повестка сегодняшнего дня для российских компаний проста — получить интеллектуальную собственность на рынке ЕС можно только через непрямые механизмы. То есть — не на российское юрлицо. Задача не невозможная, но ограничения существенные, и в наибольшей степени от них пострадали те, кто в момент принятия санкционного пакета находился на стадии рассмотрения своих патентных заявок в Европе.
2. Закон о русском языке
Об этом слышали уже, наверное, все. Но не затронуть эту тему не могу. Слишком серьезные изменения она за собой влечет.
По сути, вся внешняя реклама должна будет транслироваться исключительно на русском языке. Исключение — зарегистрированные товарные знаки. То есть написать на баннере CoffeeShop вы сможете, но только если имеете такой же товарный знак. Это серьезное изменение для бизнесов, в ДНК бренда которых встроена связь с зарубежными странами.
Но рынок уже адаптируется. Что уж тут говорить, если Макдональдс подал на регистрацию свой товарный знак в кириллице.
3. Маркетплейсы "закручивают гайки"
Порядка с интеллектуальной собственностью на маркетплейсах стало сильно больше. Причем к этому не «принудили» новые законы. Это естественная внутренняя тенденция — блокировки карточек становятся привычной частью жизни селлеров и нормой для маркетплейсов как таковых. На одной из последних конференций Wildberries сообщили, что за 2024 г. было заблокировано больше миллиона карточек контрафактных товаров. И мой прогноз — тенденция будет только набирать обороты.
Автоматизация и ИИ в работе Онлайн Патента.
Будущее, которое уже наступило?
Мы автоматизируем интеллектуальную собственность уже 10 лет, здесь внедрения ПО «Онлайн Патент» у крупнейших российских корпораций говорят сами за себя. К нам обращаются, чтобы:
— упростить мониторинг ниш и тенденций на рынке;
— перевести «в цифру» огромные библиотеки товарных знаков и патентов;
— запустить внутри компании решения enterprise-класса для управления взаимодействием с Роспатентом;
— сделать прозрачным процесс работы с РИД и авторами на дорегистрационной стадии;
— внедрить полноценную экосистему для управления интеллектуальной собственностью внутри компании.
Упрощать работу внутри Онлайн Патента мы начали в 2020 году. До текущего момента все ИИ-сервисы относились в основном к товарным знакам: скорее всего, вы пользовались, например, нашим онлайн-поиском, который за секунду выдаст вам все схожие зарегистрированные товарные знаки.
А вот прошлый год стал «прорывным» в этом плане. Возможности нейросетей расширились, и мы смогли внедрить ИИ в патентной и юридической тематике.
В работе сейчас много интересных продуктовых решений, а с коллегами-юристами мы уже готовы поделиться простыми понятными инструментами, которые можно и нужно использовать:
- Готовите опись документов? Не делайте это сами. Вообще не работайте с описанием документов вручную. Для этого есть LLM, которая опишет документы и быстрее, и местами даже качественнее, чем мы с вами. Рутину стоит передавать «на аутсорс» в первую очередь. Описывать же скучно🙂↕️
- Анализируете большую выборку патентных документов? Передайте черновую работу LLM. Так традиционный процесс, в котором вручную приходится осматривать сотни, а то и тысячи патентов, сокращается во времени в десятки раз. Нам остается самое интересное и значимое - творческий анализ и выводы.
- Разбираетесь с однородностью товаров и услуг в огромном перечне? Подключите LLM и получите результат мгновенно. Контроль и корректировка, естественно, останутся за вами. Все-таки ИИ не имеет ни профессиональной насмотренности, ни понимания особенностей росийской судебной практики.
Post Scriptum: стоит понимать и учитывать, что ИИ не дает достоверных выводов. Можно делегировать LLM анализ текстов, суммаризацию и подготовку черновых описаний, но не более. Нейросети помогают нам снизить вероятность технических ошибок и не сидеть месяцами над документами. Вот и всё.
Что я на данный момент не доверила бы ИИ (а может и никогда не доверю) — финальные решения и формализацию задачи клиента, всегда требующую человеческого общения.