В конце 90-х продолжилось распространение интернета по всему миру.
К этому процессу подключились в основном миллениалы. Они покупали ставшие доступными компьютеры, осваивали интернет-форумы и, конечно, создавали культуру общения. Одно из ее проявлений — интернет-мемы.
Сначала их было не так много. Некоторые из них — впоследствии стали официальными товарными знаками.
Например, LOL. Этот акроним, переводящийся как «много смеха», «смеяться громко, вслух», впервые появился в 80-х, а в Россию пришел в конце 90-х. Сейчас LOL — это десятки разнообразных брендов. Среди них, например, есть и такие:
Удивительно, но не все мемы перешли в разряд зарегистрированных. В базах данных патентных ведомств нет ни когда-то популярной совы с вопросом «O RLY?» («Что, правда?»), ни «Преведа» или «кросавчега», ни «Йа криветко», ни Trollface, ни Палпатина, прогремевшего после трех фильмов «Звездных войн», ни многочисленных котов, которыми интернет-сообщество явно любовалось («Lolcat», «Погладь кота»).
Но котяры-мемы как товарные знаки все-таки есть?
Да. Во-первых, конечно, это «кот Саймона». Хотя, возможно, что причина популярности хвостатого любимца — не интернет, а мультсериал и книги Саймона Тофилда. В них рассказывалось о домашнем коте, который привлекает внимание хозяина достаточно гротескными действиями.
Во-вторых, та самая знаменитая Grumpy Cat, мем с которой возник в 2012 году. В России сердитой кошки как товарного знака нет, но в США — у хозяйки четвероногой сразу два бренда.
Коты — это единственные, кто становился мемом-товарным знаком?
Нет. В 2013 году собачка породы сиба-ину влетела в интернет-пространство. Ее фотографию обычно помещали с какой-нибудь надписью. Весь мем назывался «Доге» или Doge. В русскоязычном и иностранном интернете — десятки зарегистрированных товарных знаков с этим обозначением:
А еще мемы какие-то были?
Среди зумеров в 2000-х популярность обрели южнокорейские музыкальные группы и отдельные исполнители. Одним из первых стал PSY, исполнивший «Gangnam Style» в 2012 году. Основным в этой композиции, конечно, был не текст, а движения, которые производил PSY. Поэтому нет ничего удивительного в том, что товарный знак-мем получился именно такой:
Кстати, песни, ставшие мемами, а потом — и товарными знаками, не редкость. В 2010-х, например, приобрела популярность композиция «Spooky, Scary Skeletons». В 2021 году ее зарегистрировали как бренд.
Распространение криптовалюты и, соответственно, обсуждение экономической стратегии ее удорожания спровоцировало возникновение мема Hodl или Hodler («скупай, держи»). В 2024 году — это слово также стало оформленным товарным знаком.
Россияне, кстати, тоже не отстают в регистрации мемов-брендов:
- В 2021 году был оформлен товарный знак «Наташ, ты спишь? Наташ, вставай, мы там все уронили!», основанный на популярном кошачьем меме, распространившимся в сети еще в 2019 году. Правообладателем товарного знака стала Бородулина Дарья Сергеевна.
- В 2019-2021 годах в сети «Интернет» появился «Большой русский кот Шлепа». Главным героем мемов стал каракал Гоша. В 2022 — образ четвероногого официально был зарегистрирован в Роспатенте.
- В 2017-2024 годах в Роспатенте были оформлены несколько товарных знаков, связанных так или иначе с мемом «Вжух!» (первый, второй, третий, четвертый).
Почему мемов-товарных знаков у миллениалов было не так много?
Тут две причины.
Первая. Распространение интернета у миллениалов было не таким, как у зумеров. Миллениалы делали мемы как реакцию на происходящее в мире. Выпустили видеоролик, который удивил людей и заставил их обсуждать показанное? Тут же появляется интернет-мем. Коммерциализировать его никто не планировал, поэтому и товарные знаки не регистрировались.
Вторая. Зумеры по вполне очевидным обстоятельствам генерируют больше контента и, конечно, пытаются на нем (в большинстве своем) заработать. Или защитить от других. Поэтому и регистрируют бренды. Перед глазами, кстати, всегда есть и удачные примеры. Владелица Grumpy Cat (кошки и мема-товарного знака), например, в 2012-2014 годах получала доход в 100 млн долларов, а четвероногая стала одной из самых богатых в мире (99,5 млн долларов).
Во всех случаях — следует учитывать, что век мемов очень небольшой. Происходящее стирает из памяти прошлое. Поэтому сейчас, например, уже мало кто вспомнит про когда-то гремевшие движения артиста, исполнившего «Gangnam Style». «Так проходит мирская слава».