Американская корпорация, работающая в сфере общественного питания, ушла с российского рынка еще в мае 2022 года. Рестораны были проданы предпринимателю Александру Говору. Он изменил название сети и основных блюд, поменял фирменные цвета.
По условиям контракта, отмечал Forbes в конце 2022 года, продавец получает право выкупить бизнес обратно в течение 15 лет.
Прошло три года.
Судя по информации, полученной из открытых баз данных Роспатента, американский Макдоналдс активно регистрирует новые разнонаправленные товарные знаки (а по старым — расширяет список сфер, подпадающих под правовую охрану).
Наименования сети в разном антураже
ㅤ
ㅤ
Названия блюд на фоне фирменной буквы M и без нее
ㅤ
ㅤ
McAuto, МакДоставка и другое
ㅤ
ㅤ
Учреждения, занимающиеся образовательной деятельностью
ㅤ
Забавные персонажи
ㅤ
А что было с интеллектуальной собственностью Макдоналдс до 2025 года?
Товарные знаки продолжают действовать. У компании в России большой портфель брендов: 100 штук.
Только тут надо учитывать, что юридическая охрана подобных объектов может быть прекращена раньше времени, если на практике товарные знаки не используются в течение трех лет (пункт 1 статьи 1486 Гражданского кодекса РФ). А Макдоналдс ушел в 2022-м.
Чтобы не потерять имеющиеся наработки подобного профиля в РФ, Макдоналдс активизировался с правовой точки зрения, подав на регистрацию в Роспатент минимум 50 обозначений, включая и своеобразные (как, например, «Университет Гамбургерологии»).
Есть ли вероятность, что Макдоналдс вернется?
Конечно. В конце марта 2025 Ariston решил возобновить сотрудничество с Россией. Председатель совета директоров зарубежной фирмы пообещал начать взаимодействие с РФ, учитывая требования как национального законодательства, так и международные условия ведения дел.
Макдоналдс — это единственная фирма, которая активно регистрирует свои товарные знаки?
Нет.
Также оформлением собственных брендов занимаются десятки корпораций. Приведем некоторые примеры.
У американского Starbucks процедуру регистрации в РФ проходят минимум 9 брендов, в том числе:
Напомним, что Starbucks приостановила свою работу в России весной 2022 года. Позже российские предприятия выкупили за 500 млн рублей и переименовали в Stars Coffee.
Технологический гигант Эппл Инк. подал в Роспатент 14 заявок, включая как обычные (типа слова «яблоко»), так и нестандартные:
Отметим, что Apple ушла из РФ в марте 2022 года. Продаваемая сейчас продукция корпорации — это параллельный импорт.
Швейцарская Nestle также не прекращает регистрацию своих товарных знаков в РФ. Компания «Сосьете де Продюи Нестле С.А.» подала в регистрирующее ведомство две заявки, одна из них такая:
А Société des Produits Nestlé S.A. — 51 товарный знак. В этот список входит даже внешний вид мороженого и шоколадные чипсы:
Очевидно, что не только эти компании активно подают новые заявки на территории России, подготавливая почву для официального возвращения. Ведь терять полностью российский рынок никто не хочет.