Главное

Маркетплейсы Казахстана: как создавались крупнейшие онлайн-площадки страны и что нужно для торговли на них

МС
Максим Смоляров
Маркетплейсы Казахстана: как создавались крупнейшие онлайн-площадки страны и что нужно для торговли на них

В Казахстане работают десятки маркетплейсов для организации онлайн-торговли подобного формата. Расскажем о самых популярных.

Kaspi.kz

История этой онлайн-платформы, чистая прибыль которой за девять месяцев 2024 года составила 740,4 млрд тенге, началась в 1993-м. 23-летний Вячеслав Ким открыл магазин под брендом «Planet Electronics». Буквально за несколько лет эта торговая точка стала крупнейшей в Казахстане.

Завоевав лидерство, Ким в 2002 году заключил соглашение с Каспийским банком, а позже — привлек инвесторов (фонд Baring Vostok) для расширения инновационных форматов в финансовом секторе (цель в последние годы — эффективная экосистема).

Первый шаг к ее построению — запуск бесплатной онлайн-оплаты счетов.

В 2014 году была создана платформа для интернет-торговли. Также добавлена возможность получения автокредитов и доставки товаров на дом. Три года спустя запущено мобильное приложение, в котором появились карты городов, мессенджер и p2p-платежи.

В 2020 году Kaspi для жителей Казахстана — это не просто приложение, а национальная операционная система, многофункциональный суперапп.

Еще три года спустя среднемесячное количество выполненных Kaspi.kz онлайн-заказов оценивается в 3 млн 775 тысяч.

Wildberries.kz

Маркетплейс вышел на рынок Казахстана в 2014 году. На данный момент в его ассортименте — обувь, одежда, электроника, бытовая техника, детские товары, книги и многое другое. По данным на 2023, у Wildberries в Казахстане было более 1500 пунктов выдачи заказов. 

В мае 2023 года в Шымкенте открыли собственный логистический центр, площадь которого составила 800 квадратных метров (до этого — увеличили площади складов в Алматы и Астане). 

В 2024-м — в Алматы началось строительство нового распределительного центра компании (100 тысяч квадратных метров). В проект инвестировали около 13 млрд тенге. Выручка фирмы за 2023 год — 613,7 млн долларов.

Halykmarket.kz

Создан на основе Halyk Bank (АО «Народный банк Казахстана») в 2019 году. Уже четыре года спустя выручка маркетплейса оценивалась в 140 млн долларов, а среднемесячная посещаемость — в 2 млн 185 тысяч человек.

По данным самой фирмы, в 2023 году Halyk Market увеличил количество заказов в 2,8 раз. Самые популярные категории — электроника и товары для строительства и ремонта.

Такие результаты были бы невозможны без постоянной инновационной работы. В 2023 году в корпорации усовершенствовали личный кабинет партнера, ввели собственную междугороднюю доставку, открыли пункты выдачи заказов в отделениях банка, подключили постаматы и создали собственную курьерскую службу.

Jmart.kz

Интернет-магазин был создан в 2021 году. Уже два года спустя ежемесячный оборот фирмы составил 5 млн долларов, выручка за год — 102 млн.

На сегодняшний день на Jmart.kz, вошедшем в экосистему Jusan Bank, можно приобрести продукты питания, мебель, электронику, одежду, товары для детей.

В 2024 году расширились возможности продаж через QR Lite — сервис «Jusan Магазин», позволяющем реализовывать товары и услуги в рассрочку или в кредит для бизнеса. Продавцу при этом даже не нужен POS-терминал.

Glovoapp.com

Этот сервис-маркетплейс пришел в Казахстан из Испании. В 2023 году компания открыла свой новый супермаркет в Астане, ее общая выручка составила более 60 млн долларов. В 2024 году фирма отметила пятилетие работы на казахстанском рынке. По данным Forbes, компания охватывает 16 крупнейших городов страны.

Ozon.kz

Российская фирма вышла на рынок Казахстана в 2021 году. Корпорация инвестировала в развитие серьезные средства: в первые годы работы на территории государства (в Астане и Алматы) были открыты два крупных фулфилмент-центра.

В 2024 году запустили четыре сортировочных центра в Костанае, Актобе, Атырау и Шымкенте. Выручка за 2023 год оценивается в 59,2 млн долларов. Среднемесячная посещаемость ресурса — 5 млн 726 тысяч человек.

Каков рынок онлайн-торговли в Казахстане?

Эксперты Forbes оценивают объем казахстанского рынка e-commerce в пределах 2-4 трлн тенге. На долю собственно маркетплейсов приходится абсолютное большинство: по одним данным — порядка 70%, по другим — 90%.

«[Они — маркетплейсы] охватывают значительную долю МСБ [малому и среднему бизнесу] — за счет предоставления готовой инфраструктуры, обширной клиентской базы и экономии на расходах по маркетингу. В то же время собственные интернет-магазины в большей степени сохраняют небольшую долю рынка за счет узконаправленной стратегии и фокуса на бесшовный потребительский опыт», — отмечали специалисты Baker Tilly Qazaqstan Advisory в комментарии местному Forbes.

На что обратить внимание при организации торговли на маркетплейсах Казахстана?

Продавец должен обладать комплексными документами, подтверждающими юридическую чистоту реализуемого товара.

Особое внимание онлайн-площадки уделяют проверке товарных знаков.

Например, на Kaspi.kz — продавцу, решившему предложить свою продукцию покупателям, нужно предъявить БИН компании и номер регистрации свидетельства на товарный знак, выданное Национальным институтом интеллектуальной собственности. При этом реализующим товары предоставляется возможность установить «ограничение своего бренда». Это необходимо, чтобы другие продавцы не могли добавлять свои предложения в карточки ваших размещенных товаров.

Администрация Halykmarket.kz в договоре присоединения с продавцом отдельно указывает, что последний обязан предъявить по требованию различные документы, включая разрешения на использование товарного знака.

Какие выводы?

Казахстан — один из перспективных рынков для онлайн-торговли и маркетплейсов. В последние годы, как мы видим из отчетности, зафиксирован постоянный постепенный рост выручки предприятий из указанного сектора.

Любой российский предприниматель, желающий выйти на рынок республики, должен соблюсти многочисленные нормативные правила, установленные в этом государстве. Одно из таких императивных требований — необходимость регистрации товарного знака. Онлайн-платформы, стремясь максимально защитить интересы потребителей и продавцов, нередко требуют свидетельства о регистрации брендов при предъявлении товаров для продажи.

Регистрация товарного знака
Подготовка - от 1 дня
Экспертиза - от 6 мес.
Срок действия - 10 лет
МС
Максим Смоляров
135
+1
135
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.