«Вот что я люблю»: Макдоналдс и история его знаменитого товарного знака

#Товарные знаки
МС
Мария Строителева

История самой известной в мире сети ресторанов быстрого питания началась в 1937 году, когда Патрик Макдональд открыл небольшое заведение The Airdome в штате Калифорния. Три года спустя его сыновья переименовали ресторан в «Знаменитое барбекю Макдоналдс».

Во многом успеху и узнаваемости бренда поспособствовал логотип.

Сначала была вывеска с надписью «Mcdonald's Famous Barbecue» («Знаменитое барбекю Макдоналдса»), при этом все слова были написаны разным шрифтом.

С 1948 по 1953 год на лого появилась надпись «Знаменитые гамбургеры Макдональда» на черном фоне, а также изображение шеф-повара СпиДи (SpeeDee). Его лицо долгое время ассоциировалось у покупателей с этим брендом.

Нынешнее название появилось в 1953 году, а прототип дизайна культового логотипа был создан в 1960-х годах. Поскольку братья открыли франчайзинговую сеть, встал вопрос о едином внешнем виде ресторанов. В 1952 году они обращаются к архитектору Стэнли Местону. Именно он создал эмблему, известную сегодня всему миру. Макдональды предложили ему использовать в оформлении ресторана две полукруглые арки по обеим сторонам. Местон вместе со своим помощником Чарли Фишем создал перед фасадом заведения две 25-футовые (около 7,6 метров) арки из металла, выкрашенные в желтый цвет. Ричард Макдональд был уверен, что это привлечет внимание прохожих. Интересно, что сам архитектор был категорически против арок. Но братья настояли, и первое такое здание появилось в Аризоне в 1953 году.

На первой версии логотипа через арки проходила диагональная линия. К 1953 году компания решила отойти от такого дизайна, оставив на логотипе только наименование бренда.

В 1955 году был зарегистрирован бренд McDonald’s Corporation, а также основано предприятие, специализирующееся на продажах его франшизы. В 1961 году владельцем сети стал ресторатор Рэй Крок. Он организовал ребрендинг. В 1962 году дизайнер Джим Шиндлер разработал новый логотип, соединив вместе золотистые арки, которые в итоге превратились в букву «М». Этот товарный знак был зарегистрирован в 1968 году и до сих пор используется компанией.

Позже логотип значительно упрощается: исчезает пересечение арок в нижней части и пронизывающая их линия. Название бренда помещается внутрь арок. Современный логотип появился в 2006 году.

Первый ресторан Макдоналдс в Москве открылся только в 1990 году, но в еще 1978 году американское предприятие быстрого питания зарегистрировало на территории СССР первый товарный знак — слово Mcdonald’s.

Самый первый товарный знак Макдоналдс в СССР

С открытием ресторана Макдоналдс подаёт заявку на регистрацию товарного знака с изображением собора Василия Блаженного, на фоне которого был логотип и надпись: «Макдоналдс Москва McDonald's 1990 Moscow». А еще в 1988 году была подана заявка на регистрацию товарного знака БИГ МАК

В 1990-х расширяется список товарных знаков: McNUGGETS, Роял Чизбургер, Хэппи Мил, Макчикен, РОЯЛ ДЕ ЛЮКС, McCRISPY, McFLURRY и МакФЛЮРРИ.

Уже в 2000-х Макдоналдс регистрирует товарные знаки для слоганов: «Здесь хорошо всегда», «Доверьтесь вашим чувствам!», а также «ВОТ ЧТО Я ЛЮБЛЮ». В 2012 был зарегистрирован первый товарный знак для локального блюда Биф а-ля Рус.

Исключительное право на данный товарный знак истекает лишь в 2025 году

В июне этого года McDonald's Corporation запатентовала товарный знак «Макдоналдс» на черном фоне и товарный знак «Макдоналдс» на полосатом коричневом фоне. В конце августа корпорация подала заявку в Роспатент на регистрацию товарного знака «Макдак», чтобы «защитить бренд». Если её одобрят, то это название сети нельзя будет использовать другим компаниям без разрешения правообладателя.

Макдоналдс часто фигурирует в скандалах, связанных с интеллектуальной собственностью. Например, в 2019 году компания проиграла дело против сети быстрого питания Supermac's из Ирландии, потеряв эксклюзивное право на товарный знак Big Mac на территории ЕС. В Макдоналдсе настаивали, что название ирландской сети слишком похоже на торговый знак Big Mac, а значит потребители могут запутаться. В Supermac's отметили, что все это время Макдоналдс хранил знак Big Mac «в сундуке войны», чтобы запугивать конкурентов.

Проиграл Макдоналдс и еще одну юридическую битву. У сети был конфликт с McDonald’s Family Restaurant («Семейный ресторан Макдональдсов»). Заведение было открыто в 1956 году Рональдом Макдональдом. Он утверждал, что имеет право использовать своё имя для продвижения бизнеса. Хотя Макдоналдс неоднократно пытался это оспорить, Family Restaurant смог продолжить свою работу.

Многие дела американская корпорация выигрывала. Например, в марте этого года ФАС по Пермскому краю возбудила дело в отношении сети кафе «Wаурма» из-за использования товарного знака Макдональдса. Пермская сеть в качестве элемента логотипа выбрала перевернутую букву M, которая была похожа на логотип американской корпорации.

ФАС выявило в этом признаки недобросовестной конкуренции и возбудило дело в отношении «Wаурма».

В целом McDonald’s в суде чаще атакует, чем обороняется, требуя у малого и среднего бизнеса, например, поменять названия заведений, блюд или убрать арки из оформления зданий.

Заглавная картинка: Flickr

Читайте в нашем журнале: 

История Kodak: от гиганта фотоиндустрии до банкрота

Мод Адамс: звезда американского театра и изобретательница осветительных приборов

Швейной машинке Singer 170 лет: как Исаак Зингер создал один из главных бытовых приборов прошлых веков

Мария Строителева
Онлайн Патент
#Товарные знаки
Спасибо! Мы перезвоним вам в ближайшее время!