Бизнесмены, уехавшие из нашей страны в начале XX века, смогли организовать свое дело в Японии. Сегодняшний разговор — о товарных знаках, созданных русскими в Стране восходящего солнца.
Morozoff
Фирма была основана в середине 1931 года белоэмигрантом Федором Дмитриевичем Морозовым.
Этот предприниматель работал на территории Российской империи в Симбирской губернии, где у него было мануфактурное дело, мельница, фабрика по обработке шерсти и многое другое. На родине он активно занимался благотворительностью: открыл начальное училище, а также приют на 40 детей в Тереньге. В октябре 1917 года — выехал за границу: сначала его путь лежал в США, а затем — в Японию.
В 1926 году Морозов открыл в Стране восходящего солнца фабрику кондитерских изделий в городе Коба. В 1931 году, познакомившись с Томоцучи Кузуно, русский предприниматель создал компанию Kobe Morozoff Confectionery Co., Ltd. Он поразил японцев находчивостью и активностью. Чтобы увеличить продажи своего шоколада (а в то время — в Японии подобное лакомство было слабо распространено), бизнесмен разместил в печатных СМИ рекламу западного праздника — Дня Святого Валентина: японским девушкам предлагалось выразить чувства к любимым, подарив им сладкие наборы. Идея пришлась ко двору. Традиция дарить шоколадные сувениры на 14 февраля в Японии существует до сих пор.
Интересные факты о Морозове и его деле
1. Символ компании на момент основания — Царь-Колокол.
2. В 1933 компания успешно начала торговать собственными пирожками.
3. Коммуникация между Морозовыми и его японскими партнерами-бизнесменами не заладилась. Так или иначе, русский бизнесмен был вынужден выйти из капитала фирмы и начать все сначала. Он открыл еще одно дело, назвав его «Валентайн Ко» (в честь сына). Эта компания, созданная Морозовым вторично, работала в Японии до 2006 года под маркой «Космополитан».
4. На данный момент времени фирма, выпускающая кондитерские изделия под брендом Morozoff, является акционерным обществом. В 2019 году у корпорации было 952 магазина кондитерских изделий в Японии, одним из основных стала торговая точка на Center Street под названием Kobe Main Store. Ее особенность — настоящий шоколадный водопад.
5. Создатель фирмы Федор Дмитриевич Морозов оставил своим потомкам советы, разъясняя, как правильно вести дела: «Уклоняйтесь от всего злого, старайтесь людям делать добро. В этом спасение всего. Не зная броду — не лезьте в воду! Во всех делах необходима близость семьи, ее помощь в деле. Нужны практичные, честные сотрудники, на которых платы нельзя жалеть. Но обязанность хозяина — их обласкивать и нести заботу о них. Это обеспечивает успех дела, а не выгода в жаловании!»
Морозов — был единственным известным русским бизнесменом, выстроившим успешное дело?
Нет.
Макар Гончаров также (как и Морозов) занимался кондитерским делом. Это, кстати, стало точкой соприкосновения бизнесменов. Морозов помогал Гончарову по мере своих сил. Однако удержаться на плаву Гончарову было сложно. В конечном счете — свой проект он передал японскому партнеру, а сам уехал из страны (по одним данным — в Шанхай, по другим — в Австралию). Там его след теряется.
В это же время — бренд Goncharoff существует до сих пор. Его кредо: «Мы [сотрудники корпорации] всегда должны работать так, чтобы, услышав имя Goncharoff, люди узнавали в нем западного производителя кондитерских изделий, предлагающего восхитительный шоколад и высококачественные сладости. Когда дело доходит до продаж, мы должны запретить любое, что наносит ущерб нашему имиджу, и должны продавать изысканно и элегантно. Чтобы достичь этого, мы должны стремиться улучшать возможности наших сотрудников, повышать их мотивацию и поощрять их творческие способности. Мы считаем, что для того, чтобы клиенты стали «фанатами Гончарова» и увеличили продажи, надо вкладывать деньги не в рекламу и продвижение товаров, а в повышении качества продукции, создании интересного дизайна, комфортного обслуживания и презентации товаров в магазине…»
Еще один предприниматель из России, по сведениям отдельных авторов, раскрутил свое дело в Японии. Владимир Наумов выехал из Владивостока в Харбин в 1922 году, поступил на службу к И.Я. Чурину на должность простого приказчика, а потом, буквально за пару лет, построил компанию, которая занималась экспортно-импортными операциями. О ее деятельности (как, впрочем, и о работе Наумова) — больше сведений нет.
Это все?
Не совсем. Русские эмигранты заложили основу не только для кондитерского бизнеса Японии, но и для культурной среды этой страны.
Приехавшие из России учителя музыки, пианисты, скрипачи, балетмейстеры — активно влияли на умы и души. Т. Асахина, например, руководила в течение нескольких лет симфоническим оркестром филармонии в Осаке. В труппе театра «Такарадзука кагэкидан» (его особенность — все роли исполняют женщины-актрисы) служили: балетмейстеры Е. Осовская, Лузинский, певица О. Каросулова и многие другие.
Выводы
В основном, как мы видим, русские эмигранты смогли создать и раскрутить бизнес только в тех сферах, в которых мастера из России априори признавались лучшими международно (шоколад и гастрономические изыски). Все остальные, к сожалению, не смогли найти себе места в столь закрытой стране, где, кстати, в начале 20-х годов XX столетия действовала «система предъявления наличных денег»: японские власти, опасаясь наплыва приехавших, ввели требование по предъявлению наличия 1500 йен на каждого въезжающего. Вполне очевидно, что не у всех русских были такие финансовые возможности. Также большой удар по русской общине нанесло землетрясение 1923 года, а также милитаризация страны в последующие годы.