Наказание за подделку бренда: что ждет нарушителей в России и мире?

МС
Максим Смоляров

Нынешний Гражданский кодекс РФ установил в статье 1515 понятие контрафакта. Под ним рассматривается незаконное размещение товарного знака или сходного с ним обозначения на упаковках товаров, этикетках и другом. Соответственно, правообладатель, получив информацию о распространении подобной продукции, может потребовать не только изъятия ее из оборота с последующим уничтожением, но и выплаты компенсации с привлечением правонарушителя к ответственности (вплоть до уголовной).

Разберемся, как это работает на практике.

Позиция закона:

по Гражданскому кодексу РФ правообладателю положена компенсация от 10 тысяч до 5 миллионов рублей или в двукратном размере стоимости товаров контрафактного формата. При этом правонарушитель сохраняет возможность заявить о снижении сумм ниже низшего предела в том случае, если совершенное нарушение не соответствует назначенной таким путем компенсации;

— по КоАП РФ — штрафы для физических лиц, должностных лиц и юрлиц дифференцированы: первые платят от 5 до 10 тысяч рублей, вторые — от 10 до 50 тысяч, третьи – от 50 до 200 тысяч рублей. Во всех случаях — конфискация предмета нарушения;

— по Уголовному кодексу — если владелец бренда сможет доказать, что правонарушение было совершено неоднократно или что его потери из-за продажи контрафакта составили более 250 тысяч рублей, то в этом случае гражданину грозит штраф от 100 до 300 тысяч или обязательные работы до 480 часов, или исправительные / принудительные работы до 2 лет, либо лишение свободы до 2 лет со штрафом.

Как это выглядит на практике?

Варианты привлечения к видам ответственности различны:

— административный протокол составляют сотрудники полиции, которые, например, проверяя работу предпринимателя на ближайшем рынке, не получили дополнительные подтверждающие документы на реализуемую продукцию;

— гражданско-правовая ответственность может наступить либо по факту проведенной проверки полицейскими, либо после официальной закупки товаров правообладателем или его уполномоченными лицами.

Во всех вышеперечисленных случаях размер финансовых санкций определяется судом индивидуально, учитывая тяжесть совершенного правонарушения, факт причинения вреда общественным отношениям, а также личностные особенности виновника.

А что с уголовной ответственностью?

Судя по практике, суды крайне неохотно назначают осужденным реальное лишение свободы, чаще используя те же финансовые санкции.

Пример из практики. Группа граждан продавала семена подсолнечника, прикрываясь именем известной компании, что нанесло ущерб правообладателю в почти 5 миллионов рублей. В результате правонарушителям установили штрафы от 150 тысяч рублей.

Есть ли исключения из правил?

Да, но это касается нескольких вариантов:

— когда прямо или косвенно есть заинтересованность непосредственно самого государства. Например, субъект разливал контрафактный алкоголь;

— если совершенные гражданином действия потенциально могли привести к неблагоприятным последствиям для неограниченного круга субъектов.

Как маркетплейсы борются с контрафактными товарами?

В начале августа было объявлено: во-первых, о создании единой системы, в которую можно вносить недобросовестных продавцов, реализующих подобную незаконную продукцию; во-вторых, об обязательности маркировки продаваемых товаров.

Отметим, что сейчас маркетплейсы в коммуникации с клиентами настаивают на том, что являются лишь посредниками, через которые заключается договор купли-продажи с продавцом.

Пример из практики. «Яндекс» указывает, что ни при каких условиях не компенсирует убытки, а также пени за просрочку исполнения обязательств. «Соответствующие требования должны быть предъявлены Пользователем непосредственно к Продавцу по заключенному им с Пользователем договору купли-продажи Товара в соответствии с законодательством о защите прав потребителей или иным применимым законодательством».

Таким образом, клиент может обратиться к арбитражу компании или защитить свои права самостоятельно, направляя иск в суд.

А как борются с контрафактом в других странах мира?

Нарушение прав брендов защищаются особо и крайне жестко.

При этом санкции могут распространяться не только против продавцов, но и приобретателей контрафактного товара. Подобная политика, к слову, действует во Франции. Там покупатель нелегальной продукции может получить штраф до 300 тысяч евро и до 3 лет тюрьмы. К слову, спасти предмет, ссылаясь на то, что он был получен в подарок, тоже не получится: подозрительная вещь должна быть ликвидирована.

СМИ отмечают, что такая политика повсеместна в тех государствах, где сильны традиции защиты интеллектуальной собственности — в Италии и Франции.

В других государствах (англо-саксонской системы права) санкции мягче: там пытаются бороться только с продавцами поддельных вещей, а не с их приобретателями. 

Заглавное фото: Flickr

МС
Максим Смоляров
629
+1
629
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.