Наследие Siemens: от мастерской на заднем дворе до транснациональной корпорации

Марина Нагорная

Компания Siemens появилась с началом второй промышленной революции, когда электрификация только-только набирала обороты, а везде повсеместно использовался пар. Но основатель вовремя распознал тренды, и это позволило ему создать фирму, пережившую две мировые войны и раздел Германии.   

Стартап эпохи пара

Вернер фон Сименс рано понял, что достижения в науке могут изменить общество. Прорывом изобретателя стала разработка улучшенного стрелочного телеграфа в 1847 году, усовершенствовавшего ранние разработки других инженеров. Благодаря данной инновации впервые сообщение в виде электрических сигналов было передано на большие расстояния без искажений.

Стрелочный телеграф

В планах Вернера фон Сименса было массовое производство оборудования, однако ему не хватало средств. Деньги он получил от родственника, который действовал как ангел-инвестор. Благодаря ему Сименс и механик Иоганн Георг Гальске в 1847 году основали компанию Siemens & Halske, которая началась с десяти сотрудников на заднем дворе в Кройцберге — районе Берлина.

«Я не сомневаюсь, — сказал Вернер в том же 1847 году, — что я одержу победу и возьму в свои руки все телеграфные дела в Пруссии». Год спустя, в 1848 году, молодой стартап выиграл контракт на строительство первой в Европе междугородней телеграфной линии. Благодаря новой технологии связи новости из Франкфурта-на-Майне достигали Берлина всего за час.

Партнеры продолжали внедрять инновации и новые продукты во всех областях электротехники. Ассортимент продукции Siemens & Halske вскоре включал электрические сигнализации, которые сделали железнодорожное движение более безопасным, пожарную сигнализацию, счетчики воды и электромедицинское оборудование. Они также совершенствовали свой бизнес по производству электрических телеграфов. Компания использовала гуттаперчи — смолу растения, похожую на каучук, для бесшовного покрытия телеграфных проводов, что обеспечивало их длительную защиту и безопасность. Это дало Siemens фору в области дальней телеграфии.

Брат Вернера — Вильгельм поселился в Лондоне в качестве доверенного лица и советника. Великобритания была родиной экономических и технических преобразований, и именно здесь амбициозный молодой инженер продавал изобретения Вернера, прежде чем открыть первый филиал Siemens & Halske в Лондоне в 1850 году.

Фабрика Сименса в Англии

Между тем в 1851 году глава Прусского телеграфного управления Фридрих Ноттебом отменил все правительственные заказы для Siemens & Halske. Гуттаперчевая изоляция все же повредилась, что привело к нарушению работы телеграфных линий. Компания была монопольным поставщиком правительства, и потому ее изолировали от других сделок. Возникший кризис почти разорил Siemens & Halske.

Бизнес в России

Это побудило компанию с бОльшим вниманием отнестись к международному рынку. Пока Вильгельм работал в Лондоне, Вернер договаривался о заказах в России. Царь Николай I прилагал усилия для модернизации страны, отстававшей в промышленности от крупных европейских держав. Этим воспользовался Вернер фон Сименс. Он лично вел переговоры в 1852 и 1853 годах. Первым крупным заказом стало строительство телеграфной линии от Варшавы до прусско-русской границы. В 1854 году, всего через три месяца строительства 1000-километровая линия от Санкт-Петербурга до Варшавы была введена в эксплуатацию. Бизнес в России намного затмевал деятельность головного офиса в Берлине, принося иногда почти 90 % доходов предприятия. 

Позже Вернер передал руководство проектами в Санкт-Петербурге своему брату Карлу, которому было всего 24 года, однако он оказался чрезвычайно способным. Под его руководством Siemens & Halske построила телеграфную сеть по всей России, которая к 1855 году простиралась более чем на 9 000 километров. В 1856 году около двух третей всех сотрудников Siemens & Halske работали в Российской империи. 

При преемнике Николая, царе Александре II, количество заказов уменьшилось. Карл фон Сименс, возглавлявший петербургский офис, уехал в Лондон. В 1880 году при Александре III он вернулся в назад, чтобы заняться новым проектом — электрифицировать страну. Одним из крупнейших проектов той эпохи стало освещение Зимнего дворца, в котором установили 12 000 ламп накаливания. Царь Александр III был в восторге от конечного результата.

Другие направления

Компания старалась развиваться на рынках по всей Европе. Однако с периодом быстрого роста пришел и риск: при попытке летом 1857 года проложить подводный кабель в Средиземном море через участок между южным побережьем Сардинии и Боне (ныне Аннаба) на северо-востоке Алжира выяснилось, что технологии прокладки кабелей несовершенны. Их нужно было оптимизировать в режиме реального времени в открытом море, а потому Вернер фон Сименс лично присутствовал на объекте. В конце концов, кабель проложили, но Иоганн Георг Гальске решил уйти из компании, поскольку не был так склонен к риску так, как Вернер. Он покинул фирму в 1866 году.

Весной 1868 года начались работы по строительству Индоевропейской телеграфной линии, которая связала из Лондон и Калькутту. Идея заключалась в том, чтобы резко сократить время на отправку сообщений — традиционная почта шла около 44 дней.

Siemens взял на себя ответственность за участок от Торна в Западной Пруссии до Тегерана, столицы Персии, находящегося примерно в 4 600 километрах. Было установлено почти 70 000 телеграфных столбов в отдаленных районах и на почти непроходимой местности. 12 апреля 1870 года депеша преодолела 11 000 километров и прибыла в Калькутту всего через 28 минут после отправления. Лондонская публика была взволнована. Ведь Калькутта была экономическим центром Британской Индии. Это сильно упрощало управление колониями. 

Динамо-машина и бум телефона

Вернер представил самую важную инновацию: открытие динамо-электрического принципа и его применение в динамо-машине. Возможность преобразования механической энергии в электрическую с помощью генератора делало ее доступной для постоянного использования без перерывов. 

Как и в случае со стрелочным телеграфом, изобретение динамо-машины принадлежит не только Вернеру фон Сименсу — первая динамо-машина была изобретена Аньошем Йедликом в 1827 году. Именно он сформулировал концепцию динамо, но не запатентовал ее. Вернер же понял ее практическое и экономическое применение в области сильноточной техники.

Одной из особенно многообещающих областей применения новой сферы было электрическое освещение. Несмотря на то, что Вернер фон Сименс поначалу сопротивлялся («Мы не осветительная компания, мы — производители») и заказы были скромными, электрическое освещение превосходило по своей эффективности все предыдущие технологии.

В 1878 году Siemens & Halske изобрела дифференциальную дуговую лампу (позже ее заменила лампа накаливания), которая позволила распределить свет. Впервые вместо отдельных источников света с питанием от генератора стало возможно создание комплексных систем освещения.

Стало возможно и использование электродвигателей в локомотивах и трамваях. 31 мая 1879 года Siemens удивила посетителей на Берлинской промышленной выставке, представив первую в мире железную дорогу с электрическим приводом.

12 мая 1881 года состоялась еще одна премьера — был введен в эксплуатацию первый в мире электрический трамвай. Его маршрут составлял 2,5-километра в берлинском пригороде Лихтерфельд. В 1887 году компания приняла участие в строительстве первой в Европе крупной линии электротрамвая в Будапеште, которая расширилась до транспортной магистрали. 

Первый в мире трамвай

Однако не все амбициозные проекты Вернера фон Сименса осуществились. Например, его планы относительно электрической надземной железной дороги в Берлине не вызывали энтузиазма. После того, как жители рядом с запланированной линией запротестовали, а городские власти засомневались, от идеи пришлось отказаться. Тем не менее, эра электрифицированного общественного железнодорожного транспорта все-таки началась.

Siemens & Halske не забывала и о телекоммуникационных технологиях. По контракту с Немецким управлением почты и телеграфа компания работала над расширением подземной телеграфной сети Германии со второй половины 1870-х годов.

Изобретение Александром Грэмом Беллом первого технологически полноценного телефона создало новый рынок. В 1877 году фирма начала производить имитационные версии; уже в следующем году телефон вышел с улучшенным дизайном. В середине 1880-х годов число телефонных соединений стало резко расти.

Через несколько дней после своего 76-летия умер Вернер фон Сименс. Это произошло 6 декабря 1892 года.

Экономический подъем Siemens и конкуренция на несколько десятилетий

Период между концом XIX века и началом Первой мировой войны ознаменовался подъемом для Siemens. Под руководством второго поколения семьи и особенно за счет расширения в секторе сильного тока, компания превратилась в крупную корпорацию. 

После 1895 года Германия, как и многие другие европейские промышленно развитые страны, вступила в период практически неограниченного роста. Начиная с 1908 года предприятие инвестировало в комплексную систему здравоохранения, включая собственный фонд медицинского страхования. Кроме того, в 1906 году было основано профессионально-техническое училище. Эти социальные стимулы помогли удержать сотрудников Siemens & Halske и снизить текучесть кадров.

Однако Siemens & Halske больше не могла быть уверена в своей монополии в области электротехники. Начиная с 1880-х годов компания столкнулась с амбициозным и недооцененным новичком, который стал ее самым сильным соперником на протяжении нескольких десятилетий — Deutsche Edison-Gesell schaft für angewandte Elektrizität (DEG). Компанию основал Эмиль Ратенау в Берлине в 1883 году, однако с 1887 года она была известна как Allgemeine Elektricitäts-Gesellschaft (AEG). Хотя Сименс признал потенциал электрического освещения, именно Ратенау получил патентные права на лампу накаливания, изобретенную Томасом Эдисоном в США. Несмотря на ранние соглашения о сотрудничестве и даже долю в капитале своего конкурента, Siemens не смогла замедлить рост AEG.

Капитальные вложения со стороны банков, особенно Deutsche Bank, дали AEG возможность войти в дорогостоящий «венчурный» бизнес, который сочетал продажу электрического оборудования и электроэнергии. Фирма смогла предложить городам и поселкам полный пакет, включающий не только планирование и строительство, но и эксплуатацию систем электрического трамвая, освещения и электростанции.

По сравнению с AEG, Siemens & Halske — семейная фирма, работавшая в рамках своих финансов, с довольно ограниченной клиентурой из государственных учреждений и государственных компаний. К 1898 году AEG стала самой прибыльной компанией по производству электрооборудования в Германии. Начали расти и другие предприятия, захватывая все большую долю рынка Siemens. Конкуренция привела к спаду, из которого Siemens вышел сравнительно невредимым благодаря широкому ассортименту продукции, хорошим экспортным возможностям и взвешенной корпоративной политике. В то же время Siemens & Halske преобразовалась в акционерное общество. С этого момента обе корпорации будут в значительной степени владеть рынком. 

Начались изменения технической парадигмы: сторонники уже широко распространенной системы постоянного тока столкнулись со сторонниками переменного тока. Вильгельм фон Сименс был в числе последних. Это позволило значительно эффективнее и экономичнее передавать высоковольтную электроэнергию на большие расстояния.

Кроме того, трамвайная система почти перешла на электроэнергию, Siemens начал работать над высокоскоростными поездами и строить метро. В 1902 году компания запустила 11-километровую надземную и подземную железнодорожную линию в Берлине, которая соединила район Фридрихсхайн на востоке с пригородом Шарлоттенбург на западе. Это было второе метро, строительством которого занялась Siemens.

Предприятие стремилось предотвратить угрозу со стороны AEG, а потому в марте 1903 года основала Siemens-Schuckertwerke GmbH. С этого момента более 60 лет под крышей дома Siemens будут находиться две материнские компании, каждая из которых выполняет свою часть работы: Siemens & Halske AG отвечает за вопросы, связанные со светом — телекоммуникационное оборудование и системы всех видов, таких как телефоны, телеграфы, радиооборудование и сигнальное оборудование, а Siemens-Schuckertwerke GmbH отвечает за производство генераторов, двигателей, трансформаторов, распределительных устройств, систем освещения, бытовой техники и кабелей. 

Siemens & Halske привлекла финансирование и стала позиционироваться как техническая холдинговая компания, а Siemens-Schuckertwerke стала финансовой и холдинговой компанией. Это позволило Siemens взять на себя строительство целых железных дорог, электростанций и промышленных систем, которые стали быстро приносить львиную часть доходов. Стратегическая переориентация позволила Siemens оправиться от потери позиций, но не избавила от необходимости конкурировать с AEG. 

При этом компании время от времени сотрудничали. Одно из наиболее важных совместных предприятий, основанных AEG и Siemens, возникло в 1903 году — Компания беспроводной телеграфии Telefunken System. Telefunken обладал передовыми радио- и телекоммуникационными технологиями для военных, что позволило улучшить морскую радиосвязь. Заглянув вперед, стоит сказать, что после 1918 года Telefunken заложил основу для потребительского радио-, а затем и телевещания

Пионер Siemens

У Siemens были разработки, которые опережали свое время: компания создала бесшумные электромобили без выбросов, но их маломощные тяжелые батареи делали машины нежизнеспособными. Не было будущего и у гибридной системы, а позже и у полностью бензинового автомобиля «Протос», потому что в 1925 году немецкий рынок начали занимать менее дорогие модели, произведенные в США. 

В области телефонных технологий компания должна была идти в ногу с растущим числом телефонных соединений и местных муниципальных сетей: только в Берлине количество телефонных соединений резко возросло с 48 в 1881 году до 130 000 в 1900 году. Основная задача Siemens состояла в том, чтобы отказаться от трудоемкого ручного переключения вызовов и автоматизировать этот процесс. Для этого компания работала над совершенствованием используемой в США автоматизированной системы набора номера, а в 1909 году впервые в Германии появилась центральная телефонная станция в мюнхенском районе Швабинг. Это открыло путь к телефонии в массовом масштабе.

Параллельно с этим Siemens был пионером в построении междугородных телефонных соединений. В 1906 году компания проложила телефонный кабель через Боденское озеро от Фридрихсхафена в Германии до Романсхорна в соседней Швейцарии. В 1913 году начались работы над первым в Германии телефонным кабелем дальней связи, 600-километровым кабелем Рейнской области между Берлином и Кельном, последний сегмент которого был подключен в 1922 году. Кроме того, появилась телефонная связь между Парижем и Лондоном. Телефон стал аналогом нынешней всемирной паутины.

Развитие международного сотрудничества

К кабельным заводам в Вулидже в 1903 году присоединился завод по производству машин и трансформаторов в Стаффорде, городе, расположенном между Лондоном и Манчестером. В 1906 году завод перерос в фирму Siemens Brothers Dynamo Works Ltd. 

Одновременно с этим Siemens построил в Санкт-Петербурге собственный кабельный завод и завод динамо-машин и электродвигателей. Ранее принятое решение поделить бизнес на две акционерные компании компании принять участие в прибыльном венчурном бизнесе Российской империи, в который входило уличное освещение, строительство электростанций и трамвайных линий.

Siemens приняла заказ на самую мощную гидроэлектростанцию в Мексике на реке Некакса. Этот объект, работающий до сих пор, был построен между 1903 и 1905 годами для снабжения столицы страны электричеством. 

Первым крупным железнодорожным проектом компании в Восточной Азии стало строительство наземного электрического трамвая в 1899 году в Китае. Дорога соединила имперскую столицу Пекин с железнодорожной станцией Ма Чиа Пу, находящейся в 3 километрах. Влияние Siemens распространилось и на Африку, где компания закрепилась в конце XIX века. Там у кайзеровской Германии были весьма богатые колонии. 

В то же время из-за разногласий между Siemens & Halske в Берлине и Siemens Brothers в Лондоне компании было сложно попасть на рынок США. В итоге Siemens появился в регионе с большим временным отставанием — в 1892 году в Чикаго открылась компания Siemens & Halske Electric Company of America. Однако к этому времени американские предприятия уже сами нагнали свое технологическое отставание. Кроме того, существенным препятствием была протекционистская экономическая политика федерального правительства с высокими тарифами и жесткими законами о патентах.

Своими динамо-машинами и электрическим железнодорожным оборудованием компания намеревалась составить конкуренцию лидеру американского рынка General Electric, но отсутствие единого мнения по вопросам управления компанией обернулось «американской трагедией». А в 1894 году еще и сгорело здание фабрики. 

О том, как компания пережила мировые войны и кризисы, мы расскажем во второй части. 

Марина Нагорная
578
+1
578
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.