Главное

Продажа научного открытия. Стоит ли патентовать его сразу или дожидаться прорыва на рынок?

АС
Андрей Сорокин, редактор журнала
Продажа научного открытия. Стоит ли патентовать его сразу или дожидаться прорыва на рынок?

Патенты — это своеобразная точка опоры, которая способствует передаче технологий. Без эксклюзивности, которую обеспечивает патент, у компаний нет стимула инвестировать в научные разработки. Сильная позиция в области интеллектуальной собственности дает конкурентное преимущество любому бизнесу. 

В начале марта Роспатент опубликовал свой ежегодный отчет. Лидерами по количеству заявок на изобретения стали три российских университета: Томский НИМЦ, НИМЦ «Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» им. Академика С.Н.Федорова», и Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ. 

Но практика и российская, и международная показывает, что количество патентов на изобретения большую роль для университета не играет, и между одобрением заявки и запуском технологии в производство (если до этого когда-либо доходит) могут пройти десятилетия. Печальная статистика утверждает, что более 95% научных патентов собирают пыль в столах на кафедрах. Существуют теоретические пути повышения монетизации научных разработок, но, как правило, сам изобретатель технологии часто остается за скобками. Разовая премия и упоминание в документации — это лучшее, на что приходится рассчитывать многим научным сотрудникам. Может ли измениться ситуация в этой области в лучшую сторону? Как взаимодействовать науке и бизнесу?      

Теория в кривом зеркале

Как правило, научный сотрудник работает в организации и там проводит исследования, разрабатывает технологии. Но так как эти результаты принадлежат работодателю, их достаточно сложно монетизировать самому ученому. Максимум, на что может рассчитывать ученый — это премия. Лучшим вариантом является монетизация своих исследований посредством создания собственного бизнеса, а именно,  стартапа. Эта практика широко распространена в западных странах и постепенно становится популярна у нас. 

Тем не менее, в университетской практике не все авторы становятся патентообладателями. Не за всеми учёными, придумавшими изобретения, закрепляются даже просто авторские права. Учёному, который работает в наукоёмкой компании, где «рождаются» патенты, могут даже не сказать, что он является автором патента. Хорошо ещё, если запишут в «коллектив авторов» — бывает, что и этого не происходит. В России, к сожалению, такое происходит в большинстве случаев.

В идеальной ситуации в идеальном университете учёному в рамках трудового договора даётся служебное задание, согласно которому изобретатель должен разработать что-нибудь важное и полезное. И если результатом этой работы станет патентоспособная интеллектуальная собственность, то, во-первых, учёный получает право быть автором патента, а во-вторых, на определённых условиях (получить фиксированный платёж или договориться о роялти) передать право патентообладателя компании или институту. Условия сотрудничества следует оговаривать заранее в рамках договорных отношений либо с работодателем, либо с партнёрами или учреждениями, на базе которых ведётся научная деятельность.

В идеальном мире можно сказать, что патент является ценной бумагой сам по себе, если даже не ведет к коммерциализации изобретения. Патентование изобретения, в идеале, — это неотъемлемая часть миссии исследовательского университета, независимо от дальнейшей судьбы этого изобретения (или патента). Патент служит научному сообществу, описывая изобретение подробно, что дает возможность любому специалисту в определенной области воспроизвести его. 

Стартап как форма индивидуального бренда

Путь к стартапу начинается на научном рабочем месте. Ученый, работая в организации, набирается опыта и часть решений, как правило, оставляет для себя. Когда он понимает, что какие-то идеи становятся перспективными и могут найти применение в бизнесе, он может рискнуть покинуть компанию, создать свою фирму, запатентовать идею и подавать запросы на начальные гранты, которые, как правило, выдаются для подтверждения концепции или создания прототипа. 

Важно, конечно, следить, чтобы идея не пересекалась с технологиями покинутого работодателя (или не была у него позаимствована). Эти идеи разграничиваются договором с работодателем о неразглашении коммерческой тайны и принадлежности всех разработок сотрудника компании, но на практике доказать принадлежность идеи ученого той или иной организации (а не самому ученому) достаточно сложно.

Если этап начальных грантов успешно пройден, начинается оптимизация и улучшение технологии и оборудования. После чего можно подавать на гранты, выдаваемые на создание полномасштабного образца. Он более сложный, поскольку требует тестирование образца в реальных условиях на объектах потенциального заказчика. Для последнего это делается бесплатно. Данный этап относительно просто реализуется в западных странах, потому что в них достаточно развит малый и средний бизнес. Для России это новое поле деятельности, где ученый часто сталкивается с унаследованной из СССР бюрократией, но и здесь, при должном упорстве, можно преуспеть.

Главное — это не наделать типичных ошибок начинающего предпринимателя. Например, не все разработки всегда находят своих потребителей. Основная ошибка ученых (и не только начинающих), которые пытаются создать свой стартап, — это отталкиваться не от потребностей рынка или прямого заказчика, а от интересующих его лично научных проблем. Кроме того, ученые часто патентуют изобретения про запас, чтобы застолбить себе место. Это популярная и правильная практика, но об ее особенностях будет рассказано в другом материале. 

Капитальные проблемы научного стартапа

После организации собственного предприятия, ученый попадает на самый, видимо, сложный этап, от которого зависит дальнейшая жизнь стартапа и его карьера как специалиста — привлечение спонсоров для дальнейшего развития. Инвесторам не нужны интересные патенты, им нужны доказательства потенциала технологии. Венчурные инвестиции привлекает не более 1% предпринимателей даже после доказательства жизненности бизнес-стратегии.

Теоретики советуют не оглядываться на требования венчурного капитала, брать пример с создателей «единорогов» (так часто называют компанию-стартап, получившую рыночную оценку стоимости в размере свыше $1 млрд) для коммерциализации стартапа, смещать фокус со стратегий, требующих больших капиталовложений, на стратегии, требующих больших финансов. В стратегическом поведении внутри компании-разработчика очень важно, по их мнению, установление атмосферы соревнования, результатом которого является вознаграждение за реализацию потенциала. Разработчик получает премию за коммерческий успех патента, а не только за саму разработку. 

Также на этом этапе предпринимателю часто не советуют тратить время и деньги на патентование, которое, по мнению многих «экспертов», может только помешать сосредоточиться на работе. Т.е. вы больше уделяете внимания и средств защите лишь теоретической схемы, зачатку будущего продукта, который может и не выстрелить. 

Они убеждены, что прежде всего необходимо создать свой продукт, добиться продаж, заставить крупные компании завидовать вам, и только потом получать патент. Главная ценность в реализации идеи, а не в ее наличии, как ни защищай голую идею патентом. И приводят реальные цифры о 97% никогда не реализуемых поданных патентных заявках.  

Также советчики часто говорят о мифе кражи технологий. Они указывают на то, что многие предприниматели настолько боятся кражи своей идеи, что никогда с ней ни с кем не делятся. Крадут, по их мнению, только успешные продукты, а не непроверенные идеи. Нечистые на руку конкуренты будут, скорее всего, ждать, пока вы добьетесь массового успеха, выйдете на глобальный рынок, и только тогда будут предпринимать попытки копировать. И только тогда, по их мнению, можно задумываться о защите своей интеллектуальной собственности. Тем не менее, их ошибка лежит на поверхности — они забывают упомянуть, что патентование занимает определенное время, за которое и ситуация на рынке, и расстановка сил может измениться. А стартапы часто быстро развиваются и у руководителей просто не доходят руки до оформления прав на интеллектуальную собственность. 

Как быть изобретателю

Идеальным, естественно, является сбалансированный подход. Необходимо развивать технологическую часть своего изобретения, строить коммерчески оправданное предприятие, и не забывать о защите своей интеллектуальной собственности. По сути все сводится к необходимости связать университеты с рынком и ускорить инновационный процесс.

Промежуточными звеньями между изобретателем и рынком могут быть (и должны быть, пуст в идеализированной схеме) заинтересованные стороны, лидеры в своих сферах. Помимо самого университета, обладающего знанием и исследованиями, необходим технологический лидер, компания с передовым технологическим мышлением, занимающаяся только технологическим решением, которая в связке с университетом создает продукт с добавленной стоимостью. Далее требуется рыночный лидер, обладающий долей рынка в интересующем сегменте и доступом к клиентской базе. 

Все три ингредиента способны создать среду для научного и рыночного взаимодействия, которое способствует выводу продукта к потребителю. А в то время, пока происходит поиск общего языка для всех трех составляющих, можно параллельно заниматься оформлением защиты интеллектуальной собственности. Не секрет, что процесс подачи заявки, ее проверки и оформления патента занимает довольно продолжительное время — в некоторых случаях несколько лет. Своевременное получение защиты оградит уже работающую технологию от недобросовестных посягательств  на этапе популяризации продукта (если он действительно так хорош, что вы взялись за его разработку и защиту) и вывода его к потребителю. 

Помимо того, что наличие патента защищает продукт, сам патент способен стать нематериальным активом компании, повышая ее стоимость, ценность и привлекательность в глазах потенциальных инвесторов. Есть масса примеров, когда патентный портфель компании удерживал ее на плаву в годы самых суровых финансовых испытаний (недавние переговоры BlackBerry о продаже ее патентов, сильный портфель Sony). Нематериальные активы, помимо всего прочего, благодаря своей гибкости, дают возможность достаточно просто осуществить оптимизацию структуры активов предприятия и добиться увеличения текущих активов.

Логичным выводом становится совет для изобретателей вовремя патентовать свои технологии. Сделать это можно на сайте Онлайн Патента. Сопровождение патентного поверенного и предварительный поиск по базам патентных заявок входит в обычный пакет услуг нашей компании. 

Наука прежде всего

Чаще всего для разработки и продажи технологий университеты создают малые инновационные предприятия. Это, как правило, отдельные юридические лица, в капитале которых есть доля самого университета и его сотрудников, физических лиц. Еще один вариант работы — это создание совместных предприятий вузов и бизнеса.  

С другой стороны, если говорить сугубо о научной стороне изобретения, то сегодня можно отметить следующую тенденцию: университеты один за другим отказываются рассматривать коммерциализацию технологий как критерий ценности научного сотрудника. Другими критериями являются навыки преподавания и наличие исследований. При назначении на должность коммерциализация, безусловно, учитывается, но первым делом оценивается образование, а не тот факт, что преподаватель сделал открытие, которое можно продать. 

Эксперты отмечают, что патентование или лицензирование технологии не отменяет трех критериев продвижения по службе и получения статуса, которыми являются преподавание, научные исследования и общественная работа, а скорее дополняет их. Стремление к чистому знанию имеет не меньшее значение, чем коммерциализация продукта, полезного для человечества. Есть те, кто никогда не изобретет и не коммерциализирует продукт, и они не менее академики, чем те, кто основал с десяток стартапов.

Фото: entrepreneurhandbook.co.uk

АС
Андрей Сорокин, редактор журнала
491
+1
491
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.