В 2010 году эксперты прогнозировали, что спустя всего 10 лет рост африканской экономики должен составить 6,2%. Бывший президент Африканского банка развития Дональд Каберука, занимавший пост с 2005 по 2015 годы, уверял, что «африканский частный сектор готов стать движущей силой экономического роста на всем континенте». Однако все пошло совсем по другому пути: количество африканских брендов уменьшилось, а все больше ниш завоевывают предприятия из Азии, Европы и Северной Америки. Особенно из Китая. В то же время некоторые исконно африканские бренды смогли не только сохранить свое влияние, но и укрепить позиции на рынке. Вот лишь некоторые из них.
Apple Pay по-африкански
Начав с продажи картофельной смеси, уроженец Танзании Саид Салим Авад Бахреса достиг немалых высот и в итоге стал настоящим африканским олигархом.
В 14 лет ради заработка Саиду Салиму Бахреса пришлось бросить школу. 7 лет спустя он ушел в ресторанный бизнес, а затем занялся переработкой зерна и в последующем основал Bakhresa Group.
Сегодня Bakhresa Group — это крупнейший конгломерат Танзании. Основная деятельность компании так или иначе связана с пищей и напитками — фирма занимается переработкой зерна, кондитерскими изделиями, замороженными продуктами, напитками и упаковкой.
Однако в группу Bakhresa также входит конгломерат Azam: Azam Media занимается телевидением, а Azam F.C. — профессиональный футбольный клуб. Еще одно направление — Azam — AzamPay специализируется на разработке комплексных решений для онлайн-платежей для предприятий, работающих в Восточной Африке. Компания предлагает автоматизировать бизнес и дает доступ к новейшим платежным технологиям.
Интересно, что AzamPay работает на базе приложения, которое позволяет малому бизнесу совершать платежи, брать кредиты, пользоваться коммерческими и потребительскими услугами, отслеживать продукты и регулировать количество запасов — и все это на одной платформе. Такому удобству могут позавидовать более развитые страны с их крайне примитивными банковскими услугами. Особенно Германия, чей колонией Танзания когда-то была.
Местный Amazon
Jumia — это панафриканская технологическая компания, которая одновременно является онлайн-магазином, логистическим сервисом и платежной системой. Схема работы схожа с Amazon: товар можно заказать и оплатить в экосистеме Jumia, и фирма довольно быстро осуществит доставку.
Jumia была запущена в Нигерии в 2012 году и быстро расширилась до пяти стран: Египта, Марокко, Кот-д'Ивуара, Кении и Южной Африки, а в 2014 году уже присутствовала в 14 африканских странах.
В июне 2013 года Jumia запустила Jumia Travel, платформу бронирования отелей, и Jumia Food, платформу доставки еды. Jumia Deals (аналог — Авито или Юла) была запущена в апреле 2015 года. В 2017 году Jumia запустила приложение Jumia One, которое позволяет клиентам оплачивать счета. В том же году Jumia запустила JumiaPay — платежную систему для всех сервисов Jumia, а после — программу кредитования Jumia, благодаря которой поставщики могут получить бизнес-кредит.
Однако сейчас перед Jumia и другими аналогичными брендами Африки стоит серьезная задача — удержать рынок, поскольку интерес к нему стал проявлять Alibaba. Основатель техногиганта Джек Ма запустил программу Africa Netpreneur Prize, направленную на поддержку молодых африканских предпринимателей. Несмотря на это, на данный момент Jumia — прямой конкурент Konga в Нигерии и Amazon в Египте.
Автомобильная промышленность
Инносент Чуквума продавал в розницу запчасти для мотоциклов. Однажды он заметил, что цены на импортные мотоциклы постоянно растут, и решил взять дело в свои руки. Его цель была проста: снизить затраты на мотоцикл, чтобы сэкономить деньги клиентов. В итоге он основал нигерийскую компанию Innoson Motors и стал пионером в создании первого бренда мотоциклов под маркой «Сделано в Нигерии». Инносент Чуквума стал производить мотоциклы, которые стоили не то, что дешевле, чем новые импортные, а даже дешевле, чем подержанные иностранные мотоциклы. При этом качество продукции оставалось на вполне приличном уровне. В последующем Innoson Motors разрослась в группу компаний Innoson.
Innoson Group продолжила развивать промышленное производство. Корпорация поставила перед собой амбициозные цели — добиться прекращения использования в Африке иностранных мотоциклов и автомобилей, которые она также производит. Согласно исследованиям, на 1 нигерийский автомобиль приходится 131 иностранный, так что компании предстоит пройти еще долгий путь…
Телеком
Крупнейший в Африке мобильный оператор MTN был создан в Южной Африке в 1994 году при содействии правительства республики. Сейчас это группа компаний MTN Group, которая предоставляет услуги голосовой связи, передачи данных, финансовых и цифровых технологий.
О предприятии мало написано даже на ее официальном сайте, но известно, что MTN Group является основным спонсором сборной ЮАР по регби. Также она до недавнего времени спонсировала английский футбольный клуб «Манчестер Юнайтед».
Safaricom PLC — еще одна известная телекоммуникационная компания, но уже в Восточной Африке. Она предлагает мобильную телефонию, денежные переводы, бытовую электронику, онлайн-коммерцию, облачные вычисления, стриминговый сервис и оптоволоконные услуги.
Safaricom была основана в 1997 году как дочернее предприятие Telkom Kenya. В мае 2000 года Safaricom запустила услугу Kipokezi: с тех пор подписчики могут отправлять и получать электронную почту и пользоваться онлайн-чатом через обычные мобильные телефоны. Услуга не требует подключения к интернету. До появления сервиса менее одного из десяти кенийцев имели доступ к интернету, но запуск Kipokezi позволил более чем трети населения обмениваться электронной почтой и сообщениями в онлайн-чатах.
Safaricom была первой компанией в Кении, обладающей интернет-технологией 3G, а недавно с успехом подключила 4G / LTE в крупных городах страны. В марте 2021 года Safaricom стала вторым сетевым оператором в Африке после Vodacom, который запустил активную сеть в формате 5G.
Выводы
Несмотря на пандемию и проблемы в экономике африканские бренды расширили свое влияние и смогли закрепиться на новых позициях. В то же время крупные зарубежные конкуренты, вроде Amazon или Alibaba, не дают основателям африканских компаний расслабиться и почивать на лаврах. Впереди нас ждут жестокие товарные войны и схватка за потребителя. И кто победит, пока что говорить рано. Но у африканского рынка есть огромный потенциал, огромные ресурсы и желание развиваться. Во всяком случае, у большинства стран.
Все услуги нашей компании по защите вашей интеллектуальной собственности вы можете найти здесь.