Мостотрест — это публичная компания, которая специализируется на строительстве инженерных сооружений, таких как мосты и дороги. На балансе организации также находится около 250 объектов культурного наследия.
Корпорация занимается строительством уже более 90 лет. С самого начала своей деятельности она создавала инновационные сооружения. Давайте узнаем, чем занимается компания сегодня, насколько она успешна и какие технологии использует в своей работе (и, разумеется, как их защищает).
История
Организация, которая сегодня известна как Мостотрест, была создана в 1930 году и изначально называлась Всесоюзный трест по строительству внеклассных и больших мостов. На момент своего основания она была единственной организацией в СССР, специализирующейся на строительстве мостов.
За десятилетие до начала Великой Отечественной войны Мостотрест успешно реализовал множество проектов. Общая протяженность построенных в то время мостов составила более 35 километров. Были возведены мосты в Казахстане и Грузии. Кроме того, организация построила самый длинный на тот момент в Европе железобетонный мост через Днепр длиной 1600 метров. Ещё до войны Мостотрест начал собственное производство оборудования и инвентаря, необходимых для строительства мостов. В годы войны подразделения компании занимались восстановлением разрушенной инфраструктуры. Было временно восстановлено 516 мостов длиной 42 километра, а капитально восстановлено 142 моста протяженностью 16 километров.
В 1945 году Мостотрест вошел в состав Главного управления по восстановлению и строительству мостов Главмостострой.
В последующие годы организация активно развивалась и внедряла новые технологии. Были построены мосты Днепр — на тот момент крупнейшие в Европе арочные авто- и железнодорожные мосты.
В Лужниках возвели двухъярусный метромост через Москву-реку. Он стал первым мостом, созданным из готовых и сборных железобетонных конструкций.
В 1992 году в период приватизации Мостотрест стал открытым акционерным обществом. В 90-х общество смогло извлечь выгоду из новых возможностей, усовершенствовало производственные процессы, внедрило инновации и обновило парк техники. Уже в начале 2000-х годов было реализовано три больших проекта — вантовые мосты в Москве, Санкт-Петербурге и возле Мурома.
Позже Мостотрест участвовал в строительстве, которое велось в рамках подготовки к Олимпийским играм 2014 года. Она построила высокоскоростную трассу между Москвой и Санкт-Петербургом и работала над сооружениями в районе Керченского пролива, включая Крымский мост.
В 2020 году часть компании была выделена и преобразована в АО «Дороги и мосты», которое вошло в состав АО «Группа компаний «Нацпроектстрой».
Деятельность и разработки
У компании сейчас три направления деятельности.
- Дороги и мосты. Основное направление, включающее почти все виды мостов от легких пешеходных до километровых и вантовых;
- Железные дороги и железнодорожные мосты. В этой сфере МОСТОТРЕСТ выполняет основную работу, а специализированные части, такие как прокладку рельсов, передает субподрядчикам;
- Инфраструктурные объекты. Компания строит метро, тоннели, монорельсовые дороги, морские порты, аэродромы и аэропорты.
Корпорация специализируется также на ремонте и сервисном обслуживании. Сейчас она проводит реконструкцию аэропорта Южно-Сахалинск и ремонтирует трассу «Дон».
У Мостотреста есть собственный перечень технологий, которые активнее и чаще всего используют на крупных и необычных проектах. Например, можно узнать, как компания возводит вантовые мосты или использует монтаж пролетных строений с использованием плавучих систем.
Товарный знак с логотипом компании принадлежит ПАО «МОСТОТРЕСТ». Это же касается и товарного знака «Мосты Петербурга». Также организации принадлежит около 50 патентов на различные разработки, но часть из них уже прекратила свое действие. Например, были зарегистрированы полезные модели на муфтовое соединение стержневой арматуры, установку непрерывного бетонирования плиты сталежелезобетонного пролетного строения. Среди изобретений — устройство для анкеровки арматурного канала с антикоррозийной защитой, устройство для образования буронабивных свай и другие.
Финансы
В 2010 году компания провела первичное размещение акций (IPO) на бирже и привлекла более 400 млн долларов. Общая рыночная стоимость компании составила тогда 1,8 млрд долларов.
Мостотрест попал под санкции из-за того, что принимал участие в строительстве Крымского моста. Последняя финансовая отчетность по МСФО была опубликована за первое полугодие 2021 года. В ней нематериальные активы компании оценивались в 71 млн рублей, хотя еще на конец 2020 года эта оценка составляла 112 млн рублей.
Тогда же существенно просела выручка. За первое полугодие 2021 года она составила 3,5 млрд рублей, а за тот же период 2020 года — превышала 53 млрд рублей. Успех фирмы во многом зависит от того, есть ли у неё крупные проекты. В 2020 году, несмотря на хорошую выручку, затраты и себестоимость продаж были очень большими, и в итоге за полугодие компания понесла убытки. Однако в первом полугодии 2021 года компании удалось получить прибыль, которая превысила 230 млн рублей.
За 9 месяцев 2023 года чистая прибыль организации выросла более чем в 12 раз, но из-за ранее неучтенных доходов на 1,8 млрд рублей. Согласно годовому отчету за 2023 год, если в 2022 году компания ввела в эксплуатацию семь объектов, то в 2023 — всего два. Выручка снизилась с 4,8 до 3,8 млрд рублей, но чистая прибыль выросла с 405 млн рублей до 1,8 млрд рублей.
Перспективы
Компания планировала в 2024 году заработать больше 16 млрд рублей, а также повысить производительность труда со 115 до 476 тысяч рублей на человека и уменьшить кредитную задолженность. Мостотрест сейчас больше ремонтирует, чем строит. В 2023 году на ремонт объектов было потрачено более 2 млрд рублей, а в 2024 год расходы на ремонт должны составить почти 2,5 млрд рублей. Однако в целом это все еще очень крупная компания с большими проектами и множеством сотрудников, которая довольно ответственно относится к охране своей интеллектуальной собственности.