Снова в рубрике книга про менеджмент. Чтение легкое и мотивирующее — устраивайтесь поудобнее. Сейчас вкратце обо всём расскажем.
Авторы книги — эксперты в области управления организациями и лидерства. Оба — профессоры. Артур Юнг преподавал в сотрудничестве с Мичиганским университетом, INSEAD и Гарвардской бизнес-школой, а Дэйв Ульрих — при Бизнес-школе Росса того же Мичиганского заведения. При написании книги провели огромное количество интервью и предварительных исследований по теме, однако упаковать это удалось в четыреста страниц. Для всех, кто знает цену своему времени и любит получать информацию на блюдечке, литература, вероятно, понравится.
Сразу отметим, что эта книга — про взаимодействия людей, и начинается она как нельзя лучше. Авторы сходу приводят пример самоорганизации отдыхающих на пляже — для спасения утопающих в отбойном течении: один из незнакомцев хватает за руки других неравнодушных, и, спустя время, целых восемьдесят человек выстраивают цепь длиной триста футов. Девять из девяти человек оказываются спасены.
Основной силой здесь стала синергия: стихийно организованное сообщество продемонстрировало мощь организации в противовес удушающей гибели. Значит ли это, что мы все можем больше? Ответить на этот вопрос, пожалуй, каждый сможет для себя сам. Однако авторы заложили аллегорию в самую суть книги, постепенно развивая тему возможностей успеха на примере организаций-гигантов. В этот список вошли такие компании как Alibaba, Amazon, Google, Huawei, а также Supercell и Tencent. Перечислили их, как и на обложке, в алфавитном порядке, поэтому не стоит пытаться найти в списке хронологический порядок или какое-либо превосходство одних организаций над другими.
Ценность книги в том, что Дэйв Ульрих и Артур Юнг заявляют её универсальной. Читать её можно и менеджерам, и владельцам собственных предприятий. Советы в ней можно найти как для управления маленькими компаниями, так и глобальными. Для обозначения организаций с будущим и устойчивым развитием авторы вводят термин «рыночно-ориентированные экосистемы», а идентифицировать организацию (или компанию, в которой вы работаете) во время чтения получится даже по архетипам. Юнг и Ульрих разделили рынок на три типа таких «экосистем»:
- движимые креативностью,
- движимые технологиями или продуктом,
- движимые эффективностью.
На наш взгляд, разделение достаточно справедливо, так как в бизнесе можно найти немало примеров как компаний, которые берут нахрапом, так и тех, которые выстреливают с прорывной инновацией. Вариантов развития много — истории бывают разными. Здорово, что в этой книге авторам удалось в какой-то степени уравновесить причины успеха и сравнить разные типы ориентированных на рынок и открытых изменениям организаций между собой.
То есть они не отрицают то, что иногда продукты становятся сверхпопулярными за счет креативной идеи (как любимый многими сериал «Очень странные дела» от покинувшего российский рынок Netflix), так и с помощью точных подсчетов и цифр (здесь авторы ссылаются как раз на Alibaba, а точнее, её структуру и логику взаимосвязей между автономными командами и предприятиями). К слову, мы уже однажды рекомендовали книгу про управление именно креативными командами, поэтому если вы хотите погрузиться в более творческую тематику — обратите внимание на работу Эда Кэтмэлла и Эми Уоллес.
В заголовке сегодняшней книги используются слова «новый», «гибкий», и на страницах авторы рассуждают об адаптивности как качестве организаций, без которого достичь успеха в конкурентной среде не получится. Особенно, учитывая как стремительно порой меняется сама эта среда. А ещё, говоря о стратегии, они пишут о том, что лидеры и создают эту самую среду: «Окружающая среда создает пространство. Стратегия определяет ваш выбор способа заполнения этого пространства. Организация воплощает стратегию в жизнь. В очень динамичной среде – каковой был Китай в случае с Alibaba – ключевая стратегическая задача состоит в том, чтобы трансформировать свою компанию как можно быстрее или быстрее, чем меняется внешняя среда. Мы называем способность осуществлять эти необходимые решения быстро, творчески и разумно стратегической гибкостью. Как говорится, организации идеально устроены, чтобы получать те результаты, которые они получают. В рыночно-ориентированной экосистеме стратегия формирует организацию таким образом, чтобы она могла побеждать. Порой, когда стратегия столь же мощна, как у Alibaba, она даже формирует саму среду, в которой происходит конкуренция. Итак, как насчет поучиться у рыночно-ориентированных экосистем лидерству и стратегической гибкости?».
Если вы столкнулись с необходимостью управлять унаследованной компанией или просто руководите ячейками, процессам которых не помешал бы апгрейд, чтение может послужить источником идей.
В книге есть схемы и таблицы. В некоторых главах отдельными тезисами представлены выводы. Это удобно и может пригодиться на тот случай, если вы решите использовать написанное как инструкцию к долгосрочным изменения и будете периодически возвращаться к этому. Для переосмысления организации авторы дают дорожную карту: по ней можно оценить потенциал своей компании, последовательно отвечая на предложенные вопросы.
Отдельное внимание в книге уделено концепции лидерства. В ней хорошо описаны роли, которые играют лидеры ориентированных на рынок экосистем: бизнес-стратег, организационный архитектор, законодатель культуры, менеджер по талантам. Авторы не дают советов в духе «что нужно делать, чтобы стать лидером», но пишут о наблюдениях, которые им удалось отметить в процессе своих исследований. Разумеется, о стилях лидерства они рассказали на примерах ключевых фигур рассматриваемых компаний.
Книга может быть интересна тем, кого волнуют вопросы привлечения талантов и инвестирования в НИОКР. Из опыта мастодонтов Китая и Кремниевой долины найдется что почерпнуть.