Nvidia: история ведущего производителя графических процессоров

#Технологии
ВК
Вадим Кизимов

Nvidia — компания из США, основным направлением которой является разработка графических процессоров. Особой популярностью ее продукция пользуется у геймеров и майнеров криптовалюты. Также она занимает ведущее место в разработках в сфере искусственного интеллекта и других направлениях. Основана фирма еще в 1993 году, а публичной она стала в 1999. 

Двое основателей Nvidia (Кёртис Прэм и Крис Малаховски) были инженерами в корпорации Sun Microsystems, занимавшейся разработкой программного и аппаратного обеспечения. Их не устраивало то направление, в котором развивалась компания. Вместе с Дженсеном Хуангом (одним из руководителей LSI Logic) они были уверены, что будущее компьютерной отрасли за графическими процессорам, которые подходили бы для аппаратного ускорения вычислений и для 3D-графики и игр, набиравших все большую популярность. Изначально Nvidia не обладала собственным производством. 

Сейчас техногигант активно создаёт программные обеспечения, API, SoC и даже обслуживает автомобильный рынок. Также компания ведёт разработки в сфере искусственного интеллекта и является одним из драйверов развития игровой индустрии. Однако основная ее продукция — это графические процессоры, применяемые не только в строительстве и инженерии, но и в автомобилестроении и производственном дизайне.

В 2014 году Nvidia четко определила три направления дальнейшей работы:

  1. Игровая индустрия
  2. Автомобильная электроника
  3. Мобильные гаджеты

В рамках серии научно-технических конференций Nvidia GTC с 2009 года рассматриваются возможности использования технологий искусственного интеллекта, а также проекты в сфере здравоохранения и беспилотных автомобилей. 

Патенты и исследования

За один только 2020 год этот техгигант получил 249 новых патентов, что пусть и на 9% меньше, чем в 2019 году, но позволило ей выйти в ТОП-300 организаций по данному показателю. 

Активно проходят регистрации товарных знаков — сейчас их более 100 штук, полный перечень которых представлен на официальном сайте. При этом именно бренд «Nvidia» является основным, а прочие обозначения зачастую соответствуют наименованию конкретных моделей. 

При этом исследовательские амбиции только нарастают. Так, в 2020 году компания замахнулась на постройку мощнейшего компьютера в Великобритании стоимостью более 50 млн. долларов. Затея оказалась удачной и в данный момент на официальном сайте есть обзор данной техники. 

Nvidia активно поддерживает стартапы, даже создав для этого специальную программу. Победителей объявляют на конференции GTC. В 2021 году инициатива привлекла участников из 90 стран, а совокупное финансирование приближается к 60 млрд долларов. 

По данным международного бюро ВОИС, за Nvidia числится более 7000 заявок на патенты. По информации Google Patents, патенты в основном представлены в следующих сферах:Фирма действительно отличается большой последовательностью и концентрацией на развитии патентов в классе CPCs G (физика). Основные разработки относятся к классу G06 (вычисления и подсчёт), а именно:

Фирма действительно отличается большой последовательностью и концентрацией на развитии патентов в классе CPCs G (физика). Основные разработки относятся к классу G06 (вычисления и подсчёт), а именно:

  1. G06F — электронная цифровая обработка данных.
  2. G06T — обработка и генерация данных изображения в целом. 
  3. G06N — вычислительные схемы, основанные на конкретных вычислительных моделях. 
  4. G06V — распознавание или понимание изображений или видео. 
  5. G06K — чтение графических данных, их представление, носители и работа с носителями. 

Класс G09G расшифровывается как «устройства или схемы для управления устройствами индикации с использованием статических средств для представления переменной информации». Также Nvidia является владельцем патентов в таких областях, как техника электронной связи; спорт, игры и развлечения; транспортные средства в целом и многие другие. 

Связанные компании

Nvidia получает патенты не только за счет собственных разработок, но и при покупке других компаний. Так, ещё в 2002 году корпорация выкупила интеллектуальную собственность своего конкурента 3dfx, лидировавшего в потребительских технологиях 3D-графики. 

Также среди значимых приобретений:

  1. Exluna в 2002 году.
  2. MediaQ в 2003 году (за сумму около 70 млн. долларов). 
  3. iReady в 2004 году.
  4. ULI Electronics в 2005 году. 
  5. Hybrid Graphics в 2006 году. 
  6. PortalPlayer в 2007 году. 
  7. Ageia в 2008 году. 
  8. Icera в 2011 году (за сумму около 260 млн. долларов). 
  9. Mellanox Technologies в 2019 году (почти за 7 млрд. долларов). 

Также корпорация славится своими партнерствами. Например, помогла Sony в 2004 году с дизайном ее продукции. Значимым было и партнёрство с Toyota в 2017 по внедрению искусственного интеллекта для создания автономных авто. Похожее по цели сотрудничество заключено в 2017 году и с китайской компанией Baidu. Графические карты Nvidia также используются для искусственного интеллекта Google. 

Суды и споры

При такой бурной деятельности фирма не могла не быть вовлечена в судебные споры. 

Среди важных процессов:

  1. Спор от 2016 года в связи с ложной информацией в рекламе. 
  2. Выплата 5,5 млн. долларов по гражданским искам в связи с сокрытием дохода от роста продаж чипов, используемых в криптомайнинге, что ввело в заблуждение инвесторов и аналитиков. 

Случались суды и на основании использования продукции. В частности, осенью 2008 года на техгиганта повалились иски в связи с дефектами графических процессоров в составе гаджетов Apple и других производителей. К 2010 году Nvidia согласилась выплатить компенсации за ремонт или замену гаджетов. 

Перспективы

Пожалуй, самой крупной неудачей последних лет стал срыв сделки по приобретению Arm Ltd — дочернего предприятия SoftBank. Она оценивалась в 40 млрд. долларов, но в 2022 году от неё пришлось отказаться в связи с претензиями антимонопольной службы. 

Несмотря на это доходы Nvidia растут, как и видно из диаграммы.

Таким образом, корпорация довольно уверенно держится в выбранной нише, поддерживая как имеющиеся разработки, так и развивая новые направления. 

Читайте в нашем журнале: 

Электронная тату, вентилятор и медведь: самые необычные патенты Google

Бейдж, бар и роботы: 10 необычных патентов «Сбера»

Как корпорация IBM стала «крестным отцом» интеллектуальной собственности в США

Заглавное фото: Flickr

Вадим Кизимов
Онлайн Патент
#Технологии
Спасибо! Мы перезвоним вам в ближайшее время!