Главное
Товарные знаки

Очередная проблема селлеров: патентные тролли на Wildberries. Кто они и чем опасны?

АД
Анастасия Долгих
Очередная проблема селлеров: патентные тролли на Wildberries. Кто они и чем опасны?

Селлеры на маркетплейсах работают в режиме постоянного стресса. Сегодня правила одни, завтра — новые. Меняются комиссии, логистика, алгоритмы продвижения. На фоне всего этого вопрос регистрации интеллектуальной собственности почти всегда откладывается «на потом». Ведь кажется, что главное сейчас — завезти товар и успеть продать.

Но именно в этот момент и появляется пространство для злоупотреблений. Пока предприниматель строит бизнес, вкладывает деньги в рекламу и продвижение, находятся те, кто зарабатывают не на продаже товаров, а на чужих ошибках. Это и есть патентные тролли — люди, которые регистрируют названия, бренды и даже чужие разработки, чтобы потом требовать деньги за их использование.

Каноничные патентные тролли

Классическая схема действует давно во всех сферах бизнеса. Патентные тролли зарабатывают на доменах, названиях бизнесов, логотипах и любых «опознавательных знаках» компаний. Как это работает:

  1. Патентный тролль находит незащищенное название;
  2. Регистрирует товарный знак на имя бренда; 
  3. Идет к предпринимателю, который уже успел продвинуться, и либо предлагает «выкупить права» за крупную сумму, либо сразу отправляет в суд претензию о нарушении прав на его интеллектуальную собственность.

Штраф за использование товарного знака рассчитывается по-разному: это либо сумма, установленная истцом и доходящая до 10 млн рублей, либо компенсация, равная двукратной выручке, полученной с использованием обозначения.

Схема уже давно распространилась и на маркетплейсы. Но сейчас стала особенно актуальной. Если раньше рекламировали отдельные артикулы, то теперь многие выбирают продвигать весь бренд. И это как красная тряпка для троллей — чем больше средств вложено в раскрутку, тем выше их потенциальный заработок.

Как защититься: зарегистрировать товарный знак заранее. Это стоит дешевле, чем потом выкупать его у тролля или тратить месяцы (а иногда и годы) на судебные разбирательства.

Регистрация товарного знака для маркетплейсов
Подготовка - 2-3 дня
Экспертиза - 5-6 мес.
Срок действия - 10 лет

Новый вид патентных троллей

Недавно на Wildberries появилась новая схема. Ее используют вполне реальные действующие селлеры.

Как это работает:

  1. Несколько предпринимателей выходят на маркетплейс с одинаковым товаром в Китае. Например, с шортами с оригинальным принтом;
  2. Один из селлеров заявляет в техподдержку маркетплейса о нарушении его прав и прикрепляет к этому жалобу на остальных продавцов; 
  3. Карточки селлеров блокируют, а товар остается «замороженным» на складах.

Маркетплейсы не любят судебные дела, связанные с нарушением чужих прав, а их количество растет с каждым годом. Поэтому техподдержка старается быстро «потушить конфликт», чтобы не доводить до суда. И здесь нечестным предпринимателям дает свободу действий закон. Оно возникает по факту создания продукта. То есть подтверждение и узаконивание во внешних надзорных органах не требуется. Можно прийти и сказать «Этот товар создан по уникальному заказу. А остальные — нарушители». Бремя доказательства о том, что заявитель не прав, ложится на других селлеров.

Как защититься:

  • Стараться выбирать уникальные товары;
  • Хранить подтверждения: переписку с поставщиком, скриншоты товара в каталоге, договоры;
  • Запрашивать у фабрики сопроводительные документы, которые подтверждают наличие исключительных прав у китайского поставщика.

Конкуренты

Формально недобросовестных конкурентов нельзя назвать патентными троллями, но от этого не легче, ведь они зарабатывают на чужом имени.Как это работает:

  1. Конкурент замечает успешный магазин; 
  2. Копирует его название с небольшими изменениями; 
  3. Начинает работать под «похожим брендом». 

Например, магазин «SunnyHome» успешно продает текстиль, вкладывается в рекламу и раскрутку карточек. Конкурент открывает «SunnyHouse» и перетягивает часть покупателей, пользуясь схожестью названия. 

Пока зарегистрированного товарного знака нет, никакой ответственности для него не наступает. Более того, если конкурент зарегистрирует бренд раньше вас, то именно вы окажетесь в положении нарушителя и будете обязаны прекратить использовать название и выплатить компенсацию.

Как защититься? Опять-таки регистрировать товарный знак. Он защищает вас не только от копирования названия, но и от использования конкурентами похожих обозначений в вашей нише.

Вывод

Интеллектуальная собственность для продавцов на маркетплейсах — это не формальность и не дополнительная «галочка» у названия. Это страховка от ситуаций, когда чужая жалоба превращает успешный бизнес в замороженные склады и потерянный рейтинг. Поэтому регистрация патентов и товарных знаков — стратегический шаг, который защищает вложенные в бренд деньги и время.

Регистрация товарного знака для маркетплейсов
Подготовка - 2-3 дня
Экспертиза - 5-6 мес.
Срок действия - 10 лет
АД
Анастасия Долгих
Товарные знаки
665
+1
Товарные знаки
665
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.